Ансамбль «Звонница» представит Иркутскую область на Всероссийском фольклорном конкурсе «Казачий круг»
Это наши корни, наша история
За Родину, за веру, за Отечество. В Ангарске состоялся областной этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг». Сюда приехали художественные коллективы со всего региона, чтобы укрепить творческие связи и развивать фольклорные традиции казаков Приангарья.
Старинное искусство
На один день Ангарск стал большой казачьей станицей. ДК «Энергетик» пестрел казачьими «парадками», яркими женскими костюмами. В импровизированных гримерках распевались вокалисты, в коридорах и на площадках ДК тренировали руки мастера фланкировки.
– Фланкировка – это старинное искусство крутки шашки. Им в совершенстве владели многие казаки и просто мастера-любители шашки, – пояснил участник вокального ансамбля из Саянска «Казачий родник», студент Даниил Балдаков.
– Откуда у тебя интерес к этому искусству?
– Я православный, с детства хожу в храм, предки мои – из бурятских казаков. Попал в вокальный ансамбль, который работает в фольклорно-сценическом направлении. В нашем репертуаре календарные, обрядовые, игровые, плясовые, хороводные песни различных областей России. Обыгрываются традиционные обряды, праздники, народные гуляния. Там я и увлекся фланкировкой.
– А историю своей казацкой семьи ты знаешь?
– Конечно. Бабушка Ираида рассказывала, что мой прадед казак Андрей воевал, дошел до Берлина и даже был в одной из групп, которая поднимала знамя Победы над Берлином…
«Последний нонешний денечек» – звучало из другой гримерки. Там репетировал народный вокальный ансамбль «Казачка» из Боханского района.
– Это старинная песня о нелегкой солдатской судьбе, ее пели во время проводов на военную службу не только у нас в области, но и практически в каждом уголке России вплоть до середины прошлого века, – пояснил художественный руководитель коллектива Алексей Беляевский. – Эта песня была услышана и записана у старой казачки Устиньи Балушкиной, мы ее взяли и разложили на три голоса. Песню поют и сейчас, но слова и музыкальное толкование в разных областях различаются.
Пока артисты репетировали, в ДК шел Войсковой казачий круг Иркутского казачьего войска. Атаман Иркутского войскового казачьего общества генерал Николай Шахов пояснил, что войсковой круг созывается один раз в год и является высшим органом управления. В этом году на него собрались представители казачества, власти и духовенства.
– В 2020 году пройдет отчетно-выборный круг Иркутского казачьего войска, на котором будет избрано новое руководство, войсковой атаман, Совет стариков. В следующем году будет отмечаться 30 лет со дня возрождения Иркутского казачьего войска и 75-летие Великой Победы. Предстоит много мероприятий, – отметил атаман Шахов.
Хранители и популяризаторы казачьей песни
Фестиваль открылся гимном иркутского казачества. Участие в конкурсе приняли профессиональные, любительские творческие коллективы и отдельные исполнители из 15 муниципалитетов Приангарья.
– Это казачьи самодеятельные фольклорно-этнографические, аутентичные ансамбли, вокальные группы и солисты, – рассказала директор Иркутского областного дома народного творчества Людмила Герда. – Казацкая культура – это культура исконно русская, и мы должны ее поддерживать. Здесь выступят коллективы, которые есть при казачьих обществах, и коллективы, у которых есть казачий репертуар. То есть на одной сцене сойдутся хранители и популяризаторы казачьей песни.
Исполнители представили по две песни. Внимание жюри было направлено на художественную ценность репертуара, уровень мастерства и артистизм, сценическое воплощение материала, использование костюмов и музыкальных инструментов.
Концерт вышел зрелищным, музыкальным, красочным. Зрители встречали артистов как родных. Каждая песня сопровождалась шквалом аплодисментов, зал активно подпевал. Звучали песни, не раз слышанные нами в детстве от мам и бабушек. «Скакал казак через долину», «Ах ты, степь широкая». За каждой старинной народной песней – поэтическая история. За каждой строкой музыкального повествования стоит время, пережитое страной, угадываются события, изменившие историю и перевернувшие судьбы людей.
Коллектив казачьей песни «Ладья» приехал из Братска. Это яркие, известные в области исполнители.
– Мы часто принимаем участие в концертах, разного рода мероприятиях, таких как «Рождественская звезда» в Братске, «Казачий круг» в Хабаровске, а затем и в Москве, – рассказала за кулисами солистка ансамбля Валентина Нестеркова. – В нашем репертуаре – казачьи песни, лирика, военная тематика, есть духовные стихи. Песня «Не вейтися, чайки, над морем…», которую мы показали сегодня, – старинная, записанная много лет назад со слов старой казачки…
Соло усольчанина Евгения Агафонова (коллектив «Звонница») просто всколыхнуло зал. Не зря земляки называют его «золотым голосом».
– Акцент я делаю на народном творчестве, это бесценный фонд Уральского государственного академического хора, хора имени Пятницкого, Кубанских казаков, Нижегородских коллективов. Для меня русская и казачья песни – эта основа основ. Оттуда и черпаю вдохновение и силы, – поделился исполнитель.
Многие артисты пели а капелла. Песня «Дон ты вольный» в исполнении тулунчан прозвучала особенно величественно. С большой радостью и теплом зал принимал детские коллективы. Опытный глаз мог отличить танец сибирских казаков от танца казаков с Дона.
– Танцевальная культура донских казаков включает свою лексику, хлопушки, дроби. Другая танцевальная традиция у сибирских казаков, забайкальских, например – там все в пол, приземисто, движения широкие. Мы сегодня показывали бой на шашках, это танец ритмической координации движений, силы, ловкости, – пояснил постановщик-хореограф иркутской танцевальной студии «Аллегро» Роман Заика.
Предки почти всех артистов, с которыми довелось поговорить в этот день, были казаками. Историю сибирского казачества и свои фамильные истории участники творческих коллективов собирали буквально по крупицам.
– Для нас очень важными являются наши корни. История казачества неотрывна от России. На генном уровне откликается то, что поется в песне и играется в музыке. Это нам дает крылья и почву для работы, – отметила художественный руководитель студии «Аллегро» Наталья Заика.
Концерт стал уникальной возможностью прикоснуться к песенным традициям казачества, вспомнить своих предков и протянуть связующую нить к новым поколениям, любящим страну, соблюдающим обычаи, приумножающим культуру области.
– Мы сегодня увидели ярких, самобытных исполнителей. Хотелось бы еще, чтобы хореография, танцы шли вровень с исполнительским мастерством, это направление надо подтягивать, – подвел итог член жюри, художественный руководитель Государственного театра танца «Казаки России», народный артист Леонид Милованов.
Победителем отборочного этапа стал вокальный ансамбль русской песни «Звонница» из Усолья-Сибирского. Ему предстоит петь на заключительном гала-концерте лауреатов Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» в Москве.