Как прошел Год театра в Иркутской области
Мы не ставим точку
Люстра, Вешалка и Гримерное Зеркало – такие необычные герои вели церемонию закрытия Года театра в Иркутской области. Организаторы постарались добавить больше юмора в театральный капустник, во время которого коллективы региона рассказывали о том, как они провели этот год.
– В Иркутской области состоялось около 900 мероприятий театрального плана, – сообщила зампред правительства региона Валентина Вобликова. – Наши артисты гастролировали не только в России, но и за рубежом. И сегодня мы не ставим точку и не говорим, что Год театра закончился. Безусловно, он будет продолжаться в новых премьерах, фестивалях и гастролях. Я поздравляю всех, кто участвовал в этом замечательном празднике и желаю вдохновения и новых творческих успехов.
Финальный аккорд
Новыми событиями стали областной фестиваль «Театральное Приангарье» и первый международный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Байкальский талисман». Среди традиционных мероприятий: международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова, фестивали любительских театров «Иркутск, Театр + Апрель» и «Театральная весна на БАМе».
– В Год театра появилась хорошая возможность для зрителей увидеть театры других городов, а для профессионалов – пообщаться с высококвалифицированными специалистами, – отметила министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич. – Благодаря субсидиям, которые были направлены на развитие театрального искусства в регионе, у муниципальных, негосударственных, любительских, молодежных и других театров появилась возможность больше ставить собственные спектакли, проводить фестивали. Кроме того, в этом году удалось поддержать гастрольную деятельность областных театров.
Финальным аккордом Года театра в регионе стал Байкальский театральный форум, на который приехало около 300 сотрудников театров со всей Иркутской области. С 29 по 31 октября состоялось более 40 лекций, тренингов, мастер-классов и круглых столов по различным направлениям. Это пластика в спектаклях для зрителей с ограниченными возможностями здоровья, театральный грим, звук в театре, работа со зрителем, театр для детей, сценический бой, организация драматургической лаборатории, современные материалы в бутафории, актерское мастерство в работе артистов хора, психолингвистика в практике актера и многое другое. Их провели эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Приглашенные эксперты и театральные критики посмотрели и обсудили вместе с труппой спектакли иркутских областных театров. Всего 11 постановок, среди которых «Земля Эльзы», «Прощание с Матерой», «Горе от ума» Иркутского драмтеатра, «Бетховен. Разговорные тетради» Иркутского областного театра кукол «Аистенок», «Чик. Гудбай, Берлин» Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова, «Принцесса цирка» и «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес» Иркутского музыкального театра, «Пять вечеров» Черемховского драматического театра им. В. Гуркина.
Нужна ли критика?
30 октября на форуме состоялся круглый стол «Театр и СМИ», на который пришли московские театральные критики, журналисты, пишущие о культуре, и представители театральных коллективов области.
– Критика – это рефлексия искусства, – отметила критик из Екатеринбурга Лариса Барыкина. – Однако эта задача не всегда совпадает с потребностью театра, ведь его главная потребность – пиар. Поэтому отделы по связям с общественностью часто хотят приспособить театрального критика, чтобы он пропагандировал их спектакли, а у него другая цель – он должен сделать анализ, поставить явление в контекст, сделать прогноз, насколько жизнеспособен тот или иной театральный тренд.
Лариса Барыкина также отметила, что полезной для театра формой является обсуждение спектакля с критиками в присутствии труппы.
– Иркутскому театру очень нужна именно критика, – считает заведующая литературной частью Иркутского музыкального театра Татьяна Микова. – Я была на обсуждении спектакля и видела, как актеры, которые не склонны прислушиваться к чужому мнению, внимали критикам. На мой взгляд, критика – это тот инструмент, который помогает театрам взглянуть на себя со стороны.
Журналисты, которые пришли на обсуждение, отметили, что в Иркутске нет не только специализированных театральных, но и изданий, посвященных культуре в целом. Цель же газетной публикации часто сводится к тому, чтобы информировать публику о спектакле. В то же время некоторые из них выразили опасение, что автор чрезмерно критическими отзывами может отпугнуть зрителей. А если учесть, что по статистике сегодня учреждения культуры в среднем посещает лишь 2–5% от всего населения крупного города, это лишь нанесет вред культуре региона.
– Мне кажется, в провинции очень сложно привить авторам вкус к качественным материалам, – отметил новосибирский театральный критик Владимир Спешков. – Сейчас у журналистов очень мало попыток разобраться со спектаклем, проанализировать его. Чтобы изменить ситуацию, местные Союзы театральных деятелей должны инициировать учебу театральной критики, иначе эту прослойку осознанно пишущих о театре людей невозможно сформировать.
Кстати, в Иркутской области очень мало авторов, которые имеют специализированное театроведческое образование и могут судить о театре профессионально.
– У нас очень сильный зритель, который любит театр, и каждая премьера, даже спорная, очень живо воспринимается публикой, а критики мало, хотя это возможность роста, а не только обид и раненой гордости, – считает директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов. – Критика – составная часть театрального искусства. Мы не боимся оценки и жаждем, чтобы нашу деятельность оценили с научной точки зрения.
Какой он – успешный театр?
Ключевым мероприятием форума стал круглый стол «Региональный театр: проблемы и точки роста», на котором собрались гости форума, руководители театральных коллективов региона и представители министерства культуры и архивов Приангарья.
– Главное, что делает театр – привносит в нашу жизнь новые смыслы, и очень правильно, что скоро он уйдет из сферы услуг, к которой его ошибочно причислили, но в таком случае встанет вопрос критериев оценки театра, – отметила Лариса Барыкина.
Среди наиболее острых проблем участники круглого стола назвали отсутствие льгот для работников театра и сложности с присвоением званий заслуженных и народных артистов России, которые возникли в последнее годы. Муниципальные театры Братска отметили невозможность их участия в областных программах, из-за которых они не могут выезжать с гастролями по региону.
– Недавно нам удалось все-таки выехать на гастроли по Братскому району, и мы с удивлением обнаружили, что во многих поселках театры не были почти четверть века, – отметил директор Братского театра кукол «Тирлямы» Михаил Наприенко. – Таким образом, мы не предоставляем людям доступ к культурным ценностям, который гарантирован конституцией, не выполняем свою функцию – воспитание подрастающего поколения. Я 20 лет работаю в Братском театре кукол и ни разу от области не было инициативы, чтобы мы поехали в отдаленные города и поселки.
Заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Наталья Плинт отметила, что это связано исключительно с ограничениями, которые накладывает бюджетный кодекс РФ. Также руководители театральных коллективов Братска и Усть-Илимска посетовали, что в области нет регионального фестиваля, где могли бы встречаться все коллективы, и выразили надежду, что областной фестиваль «Театральное Приангарье», который прошел в этом году, не будет разовой акцией. Другой проблемой критики назвали недостаток современных и экспериментальных спектаклей в регионе.
– У иркутского театра в целом репутация консервативного, однако у любителей «другого театра» должны быть выбор и возможность смотреть разные спектакли, – отметил театральный критик Владимир Спешков.
Иркутские руководители театров сообщили, что экспериментальные спектакли идут в основном на малых сценах города и пользуются огромной популярностью у зрителей. Но они отметили, что в Иркутске очень разборчивая и консервативная публика.
– Единственным критерием успешности театра, на мой взгляд, является его востребованность, – считает директор Московского областного государственного театра кукол Олег Лабозин. – Если у коллектива есть постановки, о которых все говорят, которые мечтают увидеть зрители в разных городах, – это явный показатель того, что театр является успешным.