Бюджет прошел публичные слушания
Комитет по бюджету Законодательного Собрания под председательством Натальи Дикусаровой провел публичные слушания проекта трехлетнего бюджета: на 2020-й и два последующих года.
Представляя иркутской общественности основные бюджетные параметры, областной министр финансов Наталия Бояринова сообщила, что они сформированы с учетом национальных целей и приоритетных задач, установленных 204 указом президента от 7 мая 2018 года.
– В условиях относительной стабильности налогового законодательства на федеральном уровне налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозируются с ежегодным ростом, – подчеркнула она.
Бюджет, как и в прежние годы, сохраняет социальную направленность. Все ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, неработающим пенсионерам, гражданам, имеющим статус детей ВОВ, проиндексированы в соответствии с прогнозным уровнем инфляции. Предусмотрены средства и на реализацию новых расходных обязательств, вступающих в силу с 1 января 2020 года. В их числе региональная социальная доплата к пенсиям, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, имеющих статус детей Великой Отечественной войны, а также покрытие за счет областного бюджета половины взносов на капремонт общего имущества в многоквартирных домах для одиноко проживающих и неработающих пенсионеров.
По всей трехлетке увеличиваются ассигнования на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом федеральной составляющей на эти цели в следующем году будет выделено 1,5 млрд рублей. Областная доля по сравнению с текущим годом увеличивается почти в три раза – с 352 млн до 1 млрд рублей. В 2021 году эти расходы составят 1,6 млрд рублей, а в 2022-м возрастут вдвое.
Будет продолжено финансирование инвестиционных расходов. В 2020 году на развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения, образования, спорта, культуры, коммунального и дорожного хозяйства выделяется 16 млрд рублей, в 2021-м – почти 19 млрд рублей, а уже в 2022 году эта сумма приблизится к 22 млрд рублей.
Помощь области для сбалансированности местных бюджетов будет осуществляться посредством предоставления территориям дотаций на выравнивание и сбалансированность. Муниципальные образования могут рассчитывать на получение более 8 млрд рублей ежегодно.
Начиная с будущего года, предусматриваются иные межбюджетные трансферты на премирование территорий, достигших наилучших результатов по приросту налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в местный бюджет. Премиальный фонд составит в 2020 году полмиллиарда, а в последующие годы увеличится до 700 млн рублей.
Как сообщила министр финансов, доходы областного бюджета на 2020 год определены в размере 176,1 млрд рублей, расходы – 184,6 млрд рублей, дефицит составит 8,5 млрд рублей. В 2021 году доходы должны возрасти до 185,1 млрд рублей, а расходы составить 186,4 млрд рублей. А в 2022 году бюджет обещает стать профицитным: его доходы в размере 189,3 млрд должны превысить расходы почти на полтора миллиарда рублей.
Отвечая на вопрос депутата Ильи Сумарокова: почему запланированные доходы на 2020 год ниже уровня нынешнего года, министр пояснила, что формирование бюджета идет как за счет собственных налоговых и неналоговых доходов региона, так и федеральных трансфертов, имеющих целевой и нецелевой характер:
– Наши собственные доходы не только не уменьшаются, но, по нашим прогнозам, должны возрасти в будущем году на 4 миллиарда, составив в общей сложности 148 миллиардов рублей. А к 2022 году они уже должны достигнуть 166 миллиардов рублей. Причина же снижения доходной части кроется в сокращении федеральных ассигнований на 17 миллиардов рублей. Связано это в первую очередь с беспрецедентной финансовой поддержкой нашего региона в связи с ликвидацией последствий летнего наводнения.
Член Совета Федерации Сергей Брилка попросил объяснить, с чем связано снижение дотации из федерального центра на 3,7 млрд.
– Система межбюджетных отношений в нашей стране выстроена так, что чем больше растут собственные доходы регионов и муниципальных образований, тем меньше предоставляется им нецелевой дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. За последние два года у нас хорошие темпы роста собственных доходов, что дало повод Минфину урезать дотацию с нынешних 5,6 миллиарда рублей до 1,8 миллиарда. А начиная с 2022 года мы будем лишены и этой финансовой поддержки, поскольку Иркутская область будет выведена из группы дотационных субъектов, – ответила Наталия Бояринова.
Председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Романа Габова интересовало, на какие объекты направляются 2,7 млрд рублей, выделяемые на нацпроект «Экология». Как сообщили представители областного министерства природных ресурсов, на эти деньги будут профинансированы программа «Чистый воздух», строительство очистных сооружений в городе Иркутске и сооружение защитной стенки в поселке Листвянка.
– Будет ли проиндексирована стоимость путевок в детские оздоровительные лагеря, и на сколько процентов, – спросил зампредседателя комитета по здравоохранению и соцзащите Артем Лобков.
– Будет, – подтвердила Наталия Бояринова. – Уровень инфляции на 2020 год установлен Российской Федерацией в размере 3%. Но мы проиндексировали расходы по приобретению путевок на 4%. Именно на такую величину, исходя из прогнозов социально-экономического развития, возрастут в будущем году потребительские цены на продукты питания. А ведь именно они составляют львиную долю в стоимости путевки.
Заложены ли в бюджете денежные средства на формирование книжных фондов библиотек, поинтересовалась председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. По словам министра, на эти цели в следующем году выделяется 1,6 млн рублей, меньше, чем в текущем. Причина в том, что с будущего года федеральный центр прекращает финансирование этой статьи, и оно будет осуществляться только из областного бюджета.
Более часа министр финансов отвечала на вопросы участников публичных слушаний. Спрашивали о выделении средств на приобретение жилья для работников бюджетной сферы, в частности медицинского персонала, об объемах государственной поддержки сельхозпроизводителей, о переходе на односменное обучение в школах, о мерах поддержки предпринимательской инициативы и т.д.
Экспертную оценку проекта бюджета-2020 дали и аудиторы Контрольно-счетной палаты. Как сказала ее председатель Ирина Морохоева, документ соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рекомендован к рассмотрению на сессии ЗС в первом чтении.
Завершая обсуждение, Наталья Дикусарова подчеркнула, что Законодательное Собрание продолжит работу над проектом закона. В том числе будут рассмотрены предложения, поступившие от депутатов, представителей муниципальных образований, общественных и отраслевых организаций для включения их в государственные программы. По итогам проведения публичных слушаний будет сформирован перечень предложений и замечаний, которые в оперативном порядке направят в правительство Иркутской области.