Кузница кадров на Белой
Если о вкладе Иркутского авиазавода в Великую победу жители Приангарья знают много, то о работе, которую в годы войны выполнял аэродром Белая, им практически ничего не известно.
В связи с началом Великой Отечественной войны в Забайкалье произошли организационно-структурные изменения военных формирований. С 15 сентября 1941 года Забайкальский военный округ стал Забайкальским фронтом с управлением в Чите. В состав Забайкальского фронта входили авиационные воинские соединения и подразделения 12-й Воздушной армии. Готовили авиационные кадры для фронта 23-й и 24-й запасные авиационные полки (ЗАП). 24-й ЗАП базировался на аэродроме ст. Укурей в Читинской области, 23-й ЗАП – на аэродроме ст. Белая.
Аэродром Белая стал базой переподготовки летчиков, прибывавших с фронта на новые образцы авиатехники – самолеты Ил-4, Пе-2, Пе-3 бис, Ер-2, выпускавшиеся на Иркутском авиазаводе № 39. С июля 1941 года по 1 февраля 1942 года личным составом 23-го ЗАП была проделана следующая работа: подготовлено на самолете СБ и откомандировано в линейные части 20 пилотов и 10 стрелков-бомбардиров, 40 пилотов обучены на курсах командиров звеньев и 30 выпущены на СБ ночью, из состава пилотов обучено 18 инструкторов для 23-го ЗАП, 36 экипажей готовятся как «ночники», 75 экипажей, прибывших из школ, переобучено на Пе-2, 64 экипажа обучено на СБ.
Кроме этой важной государственной задачи по подготовке кадров для ВВС Красной армии, аэродром Белая с декабря 1941 года выполнял еще одну – стал базовым аэродромом для передачи в войска самолетов Иркутского авиазавода. Из документов завода № 39 им. Сталина: «Чтобы разгрузить летно-испытательную станцию и завод, руководством завода и военпредом принимается решение: перегонять облетанные самолеты на аэродром Белая и там сдавать экипажам строевых частей ВВС…»
В 1941 году на иркутском авиазаводе были достроены 24 бомбардировщика СБ и выпущено 144 бомбардировщика Пе-2. В июле-сентябре самолеты перегонялись на фронт по воздуху, в октябре-ноябре – железной дорогой, с декабря – снова своим ходом. С декабря Пе-2, которые шли на фронт по воздуху, перегонялись на военный аэродром Белая, где их передавали перегоночным экипажам строевых частей ВВС РККА.
Всего в 1941 году Иркутск отправил фронту 168 боевых самолетов, но не все они прибыли в свои части. Не всем летчикам, проходившим обучение и переподготовку в 23-м авиационном полку, довелось громить врага на фронтах Великой Отечественной.
2 декабря 1941 года в районе аэродрома Белая при наборе высоты потерял горизонт, перешел в снижение и врезался в землю бомбардировщик СБ 23-го запасного авиационного полка. Получили ранения пилот сержант Коваленко Дмитрий Петрович и стрелок-радист сержант Артамонов Владимир Георгиевич, погиб стрелок-бомбардир сержант Вощинкин Иван Тихонович.
К сожалению, эта катастрофа была не единственной, и в районе аэродрома Белая в годы Великой Отечественной войны разбилось несколько советских самолетов, погибло несколько десятков наших летчиков. Только в 1942 году таких катастроф в границах Белой установлено 12, а погибшими значится 30 летчиков. Список не окончательный и может дополниться, так как работа в архиве Министерства обороны еще не закончена.
В год 75-летия Великой победы инициативная группа исследователей истории авиации и авиастроения выступает с предложением установить в районе авиабазы Белая памятник всем советским летчикам, погибшим как при перегонке самолетов 39-го (Иркутского) и 126-го (Комсомольского-на-Амуре) на фронт, так и при обучении на новую технику. Работа над именными списками ведется. Все заинтересованные организации и граждане могут присоединиться к реализации проекта. Контакты для связи: slavin_urga@mail.ru, тел. +79500735595 (Сеченов Игорь Вячеславович).