20.11.2019 11:53
Рубрики
Экономика
20.11.2019 11:53

Трехлетний бюджет: первое чтение

Сегодняшнее заседание 23-й сессии Законодательного Собрания проходит по повестке, утвержденной коллегией областного парламента под председательством спикера Сергея Сокола. В нее включено около 30 вопросов, главный из которых – первое чтение проекта областного бюджета на предстоящую трехлетку: с 2020 по 2022 годы.

Доходы и расходы

Проект бюджета уже прошел обязательную процедуру публичных слушаний, был обсужден во всех комитетах и комиссиях. Последнюю рекомендацию к его принятию в первом чтении на ноябрьской сессии ЗС дал комитет по бюджету под председательством Натальи Дикусаровой.

Бюджет сохраняет социальную направленность. Все ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям населения, включая ветеранов труда, тружеников тыла, проиндексированы в соответствии с прогнозным уровнем инфляции. Предусмотрены средства и на реализацию новых расходных обязательств, вступающих в силу с 1 января 2020 года. В их числе региональная социальная доплата к пенсиям, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, имеющих статус детей Великой Отечественной войны, а также покрытие за счет областного бюджета половины взносов на капремонт общего имущества в многоквартирных домах для одиноко проживающих и неработающих пенсионеров.

Доходы областного бюджета на 2020 год запланированы в размере 176,1 млрд рублей, расходы – 184,6 млрд рублей, дефицит составит 8,5 млрд рублей. В 2021 году доходы должны возрасти до 185,1 млрд рублей, а расходы составить 186,4 млрд рублей. А в 2022 году бюджет обещает стать профицитным: его доходы в размере 189,3 млрд должны превысить расходы почти на полтора миллиарда рублей.

Комитет по бюджету также одобрил проект закона «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 статьи 13 Закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Инициатором законопроекта, который направлен на сокращение разрыва между объемами средств, необходимыми для исполнения полномочий городских округов и муниципальных районов, и их фактическим поступлением в соответствующие бюджеты, стал мэр Ангарского городского округа Сергей Петров.

В частности, предлагается повысить норматив отчислений в бюджеты районов и городских округов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 30% до 50%. Также для городских округов предложено увеличить норматив отчислений от налога на доходы физических лиц с 11,5% до 16,5%, отчислений от платежей за осуществление трудовой деятельности на основании патента для иностранных граждан – с 26,5% до 31,5%.

Откуда профицит?

Комитет по собственности и экономической политике, возглавляемый Николаем Труфановым, выносит на рассмотрение сессии предоставленный областным правительством доклад о ходе реализации и об оценке эффективности областных государственных программ по итогам 2018 года.

Выступая на заседании комитета, замминистра финансов Марина Петрова сообщила, что в области реализовывалось 19 госпрограмм. Предусматривалось направить на их реализацию 184 млрд рублей: 138 млрд за счет областного бюджета, 14 млрд – федерального бюджета, 1,6 млрд – средства местных бюджетов и 30 млрд рублей – средства иных источников.

Самые крупные ассигнования – 129 млрд рублей – были выделены социальным программам. Это составило почти 70% от общих доходов областного бюджета. Доля инфраструктурного блока составила 32 млрд рублей, а экономического – 23 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом объем средств возрос на 12 млрд рублей.

Но не все выделенные деньги были потрачены. Неиспользованный остаток составил 3,5 млрд рублей. Самый большой объем замороженных средств приходится на министерство строительства, дорожного хозяйства – 1,9 млрд рублей. Также в число не до конца использовавших выделенные финансы попали министерство жилищной политики, энергетики и транспорта и министерство природных ресурсов.

Депутаты попросили объяснить: почему возник остаток. По словам Марины Петровой, причиной стало сразу несколько факторов. Это и недобросовестные подрядчики, сорвавшие выполнение контрактов, это и низкое качество проектно-сметной документации, требующей зачастую переработки, а значит и потери времени, это и промедление муниципалитетов с проведением торгов. А как отметила исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований области Зоя Масловская, муниципалитеты часто отказываются от субсидий на исполнение госпрограмм по причине поздних сроков доведения средств до них и, как следствие, высокой вероятности их не освоения.

Судьба путепроводов

На сессии будет рассмотрен парламентский запрос, направленный Законодательным Собранием председателю областного правительства Руслану Болотову о мерах, принимаемых для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах, а также проектированию и капитальному ремонту дефектных автомобильных путепроводов, расположенных над железнодорожными путями.

Как сообщила на заседании комитета по собственности и экономической политике замминистра строительства, дорожного хозяйства Ирина Худякова, из федерального бюджета в этом году предоставлено 355 млн рублей на начало работ по реконструкции путепровода в Иркутске по улице Джамбула, который включен в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Общая стоимость составляет более 1 млрд рублей. Реконструкцию намечено осуществить в течение четырех лет.

Также в рамках нацпроекта планируется привести в нормативное состояние путепровод возле станции Кая. Предусмотрена разработка проекта на капремонт путепровода на станции Батарейная.

Уже в этом году будет проведено комплексное обследование с последующей разработкой проектной документации на капитальный ремонт Глазковского моста, в состав которого входит путепровод через железнодорожные пути.

Завершены изыскательские работы, и подрядчик уже приступил к проектированию капитального ремонта одного из путепроводов в районе Ангарска. Как сказала Ирина Худякова, Ангарский городской округ может обратиться в минстрой за субсидиями, которые предусматриваются для муниципальных образований при выполнении реконструкции и капремонта автодорог местного значения при наличии разработанной проектной документации.

Приюты для бродячих животных

С будущего года вступают в силу положения федерального закона об ответственном отношении к животным, регулирующие порядок данной деятельности. Это стало поводом для включения в повестку сессии муниципального часа, темой которого станет исполнение органами местного самоуправления полномочий в области обращения с безнадзорными животными.

Инициатором этого обсуждения стал комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. Как отметил его председатель, пять лет действия областного закона, регулирующего обращение с безнадзорными животными, не принесли ожидаемого результата, хотя из областного бюджета потрачено более 150 млн рублей. По его мнению, создано недостаточное количество приютов, вызывает вопросы качество мониторинга числа бродячих собак и кошек, есть случаи ненадлежащего исполнения подрядчиками контрактов с муниципалитетами на отлов и содержание животных.