Госдума хочет отменить экологическую экспертизу для социальных объектов вне ЦЭЗ Байкала
Проекты социальных строек около Байкала не должны проходить государственную экологическую экспертизу федерального уровня, если они не относятся к объектам I и II категории экологической опасности, находятся в населенных пунктах, за пределами Центральной экологической зоны (то есть от 50 до 200 км от побережья Байкала) и особо охраняемых природных территорий. Такой законопроект рекомендовано принять во втором чтении, он был рассмотрен 21 ноября 2019 года на заседании комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы, сообщает депутат от Иркутской области Михаил Щапов. Перечень социальных объектов должно устанавливать правительство Российской Федерации.
Необходимость принятия законопроекта связана с тем, что социальные объекты за пределами ЦЭЗ Байкала никак не влияют на его экологию, что было признано экологами, общественными организациями, чиновниками правительства и президентом России. При этом стоимость и длительность сроков процедуры экологической экспертизы фактически блокирует строительство и ремонт крайне важных для граждан социальных объектов: школ, детсадов, больниц, ФАПов и т.д.
В первом чтении законопроект был принят 26 мая 2019 года, однако в процессе обсуждения Госдума поставила правительству РФ обязательное условие для рассмотрения во втором чтении: представить депутатам проект постановления со списком объектов, которые исключаются из-под требования об экологической экспертизе. На заседании комитета по экологии и охране окружающей среды список был рассмотрен и скорректирован с учетом предложений депутатов от прибайкальских территорий.
«Первый вариант списка Минприроды РФ представило еще в начале осени. Но на наш взгляд он оказался довольно неконкретным, наполненным общими фразами и формулировками, – прокомментировал Михаил Щапов. – Главная проблема была в том, что он позволял слишком вольно трактовать правила: из-под требования о проведении экоэкспертизы могли выпасть потенциально опасные для Байкала объекты. Мы с этим не согласились. Наша задача: скорректировать режим экоэкспертизы только для социальных объектов, которые не несут угрозы Байкалу. После огромной работы, проделанной с участием депутатов, был подготовлен новый вариант списка. Он содержит только те объекты, которые находятся за пределами ЦЭЗ и не могут нанести вред Байкалу. Новый список очень конкретный и не дает возможности для вольных толкований. Перечень можно назвать закрытым, то есть другие объекты, кроме как имеющие социальное значение, в него не попали. Никаких промышленных объектов, свалок и подобного в нем нет. Принятия данного законопроекта очень ждут люди на Байкальской природной территории, Сейчас из-за требований по прохождению экологической экспертизы за пределами ЦЭЗ в Иркутской области и Бурятии возникли серьезные проблемы со строительством и ремонтом социальных объектов. В Иркутском районе в этом году должны были построить 5 ФАПов, в Качугском – начаться ремонт больницы и т.д. Люди ждут объектов, а госорганы не могут начать по ним работу, потому что экоэкспертиза тянется по 6-9 месяцев. Если все пройдет по плану, то закон должен вступить в силу уже в июне 2020 года».