Оркестрам нужны кадры
Почему пришла в упадок русская школа духового исполнительства? Куда исчезли такие музыкальные инструменты, как гобой и фагот? Почему перестали выступать любительские духовые оркестры? Ответы на эти вопросы искали участники фестиваля «Сибирские фанфары». Круглый стол в Иркутске провел Михаил Брызгалов, президент ассоциации «Духовое общество» им. В. Халилова.
– Фестиваль «Сибирские фанфары» показал, что Иркутская область богата талантами, – начала разговор зампред правительства Валентина Вобликова. – Мы видели, с каким упоением юные духовики играют сложнейшие партии. Я общалась с родителями одаренного иркутского мальчика-саксофониста Игоря Сендерова, он постоянный участник международных конкурсов. Его родители признались, что работают фактически на поездки сына. И здесь наша задача – подключиться, создать достойные условия, обеспечить качественными музыкальными инструментами. Дети должны выезжать, участвовать, соревноваться, видеть уровень, который демонстрируется на конкурсах, фестивалях.
Михаил Брызгалов высказал опасение, что через пару лет будет невозможно полноценно укомплектовать духовиками даже ведущие музыкальные коллективы страны. Причина отчасти кроется в образовательных стандартах.
– Бесконечные оптимизации в образовании, сокращение таких специальностей, как «Аранжировка и инструментовка», привели к тому, что умение многих выпускников играть в ансамбле, ориентироваться в оркестре оставляет желать лучшего. При этом как солисты они могут быть замечательными, но концертирующих духовиков в стране можно по пальцам пересчитать, а вот в оркестрах и ансамблях духовики нужны всегда. Система подготовки должна быть скорректирована, – считает он.
Фестиваль «Сибирские фанфары», по мнению эксперта, – отличный способ познакомиться молодым музыкантам с крупными специалистами.
В Иркутской области насчитывается 24 коллектива оркестрово-ансамблевого жанра. Между тем более 40% руководителей духовых коллективов не имеют специального образования.
– Молодые специалисты не хотят ехать в районы. Уже много лет Байкальск и Свирск не могут найти людей, хотя готовы адресно поддерживать, – прокомментировала Людмила Герда, директор Иркутского областного Дома народного творчества.
Директор иркутской областной школы искусств Арсений Володин считает, что мощнейший стимул для профессионального становления духовика – игра в оркестре, камерном ансамбле, но большинство детей музыкальных школ региона лишены такой возможности: эстрадно-духовой оркестр есть только в семи учреждениях дополнительного образования области. Он также отметил неравномерное распределение по музыкальным специальностям. По классу флейты в регионе обучаются 392 человека, саксофона – 240, ударных – 192, трубы – 88, кларнета – 77, тромбона – 23, валторны – девять, тубы – четыре, фагота – два, гобоя – один человек.
Чтобы появлялись духовые оркестры, нужно менять приоритеты, распределять детей более равномерно по специальностям.
– Что делаем мы? Иркутская областная школа искусств с 2017 года активно развивает отдел духовых ударных инструментов. Был создан духовой оркестр из 18 человек, играющих только на саксофонах и флейтах. В 2018-м произведен набор на медные духовые инструменты: две валторны, труба, тромбон, кларнет. В 2019-м набрали девять человек: две валторны, четыре трубы, три тромбона. Кроме этого открыли класс фагота, дополнительно ввели баритон, – отметил Арсений Володин.
Директор Иркутского музыкального колледжа им. Шопена Анастасия Дурбажева рассказала, что за последние четыре года колледж выпустил 20 духовиков, из них 10 продолжили обучение, остальные трудоустроились. Сейчас на духовом отделении в колледже обучаются семь флейтистов, пять саксофонистов, четыре кларнетиста, четыре трубача, два валторниста, один фаготист, один тромбонист. Отсутствует гобой и труба.
– Говорить о массовом обучении детей на духовых инструментах не приходится. Отсутствует их популяризация, есть достаточно инертная позиция директоров музыкальных школ Иркутской области в этом вопросе. В целом если говорить о качестве подготовки абитуриентов в колледже, то уровень низкий, хотя конкурс растет. К сожалению, основное время педагогов колледжа уходит на развитие тех навыков, которые должны были формироваться в школе, – констатировала Анастасия Дурбажева.
Анатолий Цеп, заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Поленова, обратил внимание, что в период СССР духовые оркестры процветали. Очень больно по любительским коллективам ударило перестроечное время.
– Раньше духовые оркестры поддерживались комбинатами, – отметил он. – У каждого крупного предприятия был свой духовой оркестр, который обязательно участвовал в демонстрациях 7 ноября, 1 и 9 Мая, то есть три раза в год как минимум эти музыканты были востребованы государством. В перестроечное время идеология поменялась – коллективы оказались никому не нужны. Это плохо, потому что духовая музыка направлена на патриотическое воспитание.
Большим прорывом в плане развития духового исполнительства стало создание Ассоциации «Духовое общество» в августе 2016 года, которое среди прочего выступает организатором фестивалей духовых оркестров и специальных музыкальных смен в детских центрах «Артек» и «Океан».
– Итоговое событие этих творческих смен – гала-концерт. В нынешнем году, когда на сцене заиграл оркестр музыкантских воспитанников Иркутска, многотысячные трибуны молодежи бросились к сцене, остановить их было невозможно. Молодые люди стали танцевать под музыкальные произведения, которые исполнял духовой оркестр. Это значит, что духовой язык понятен, – подчеркнул Михаил Брызгалов.
В завершение дискуссии Людмила Герда выступила с инициативой создать общероссийский реестр вакансий для духовиков, куда каждый регион сможет выставлять актуальные предложения работодателей. Идея получила одобрение участников круглого стола.