Срок годности и местный производитель
По каким параметрам покупатели оценивают качество продуктов?
Ежегодно на прилавках магазинов появляются товары новых марок и производителей. Обращают ли внимание покупатели на состав и маркировку продуктов? И всегда ли высокая цена или популярный бренд означают, что товар качественнее других? Разбираемся в тенденциях на современном продуктовом рынке.
Читаем состав, смотрим на цену
В этом году аналитическое агентство РОМИР специально для Роскачества провело среди россиян опрос: что потребители считают качественным продуктом и за что готовы платить больше. Подобные исследования на тему качества уже проводились в 2018 и 2015 годах, поэтому аналитики имели возможность сравнить, как изменились предпочтения отечественных покупателей. В опросе приняли участие 1,5 тыс. человек как горожане, так и жители сельских местностей.
72% опрошенных считают качественными те продукты, которые не содержат искусственных добавок и красителей. Небольшой срок хранения является признаком качества по мнению 42% россиян, и с каждым годом доля таких ответов увеличивается. Кроме того, 37% россиян связывают качество продуктов с отечественными производителями. Эта тенденция в последние годы также растет.
Аналитиков интересовало и отношение потребителей к брендовым продуктам. Как отмечают исследователи, принадлежность к известной марке становится все менее важной, всего 12% опрошенных считают это признаком качества. Импортное происхождение продуктов связывают с качеством всего 3% респондентов.
Что касается процесса выбора продуктов, то основным критерием по-прежнему является срок годности, 69% опрошенных обращают на него внимание. Цена важна для 63% россиян, на состав смотрят 57% опрошенных (интересно, что в 2015 году этот ответ выбрали 80% респондентов). Около четверти потребителей (26%) отдают предпочтение определенным маркам товара.
Выяснилось, что 40% респондентов вообще не готовы переплачивать за продукты, и по сравнению с опросами предыдущих годов их число выросло. Тех, кто готов платить больше за продукты без ГМО, было 32%, и это меньше, чем в 2015 году. Тренд на приобретение экологически чистых продуктов также снижается: если четыре года назад более половины россиян (56%) были готовы потратить больше на покупку таких продуктов, то в этом – лишь 32%.
Органичные продукты
Одна из заметных тенденций последних лет не только в России, но и во всем мире – внимание к так называемым органическим продуктам. Появляется различная маркировка для экологически чистых продуктов, даже создаются отдельные магазины для экотоваров, а крупные торговые сети выделяют целые отделы для такой продукции. С одной стороны, это свидетельствует о повышении качества культуры потребления. С другой – пользуясь таким спросом, производители называют органическими даже те продукты, которыми ими и не являются, при этом цена на них зачастую заметно выше средней.
Под знаком качества
Эксперты говорят, что доверие россиян к маркировке знаком качества растет, а наличие такой отметки увеличивает объемы продаж товара до 50%. В Иркутской области с 2015 года действует региональный товарный знак «Продукты Приангарья». Продукция проходит конкурсный отбор и строгий контроль соответствия всем требованиям законодательства в области пищевого производства. Претенденты на эту отметку должны отвечать ряду требований, в том числе производить продукцию на территории области из отечественного сырья. На сегодня правом использования фирменного зеленого знака с изображением кедровой шишки обладают более 40 агропромышленных предприятий, в их числе крупные производители и фермерские хозяйства.
Дмитрий БАЙМАШЕВ, председатель Некоммерческого партнерства «Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности»:
– Все больше потребителей обращают внимание на продукцию местных производителей. Это стимулирует наши предприятия развиваться, вкладываться в новые технологии, обеспечивать контроль качества и сырья, и готового продукта. Многие агропроизводители озаботились внедрением систем сертификации качества.
Предприятия и фермеры следуют за пожеланиями потребителей и современными тенденциями здорового питания, поэтому наши производители тоже выпускают органические продукты, продукты без консервантов и лишних добавок. Качественное мясо, несладкие йогурты, цельнозерновой хлеб, сыры местного производства – все это можно найти в наших магазинах. Но нужно признать, что и стоимость такой продуктовой корзины будет выше стандартной.
Также, к сожалению, несмотря на в целом масштабное развитие производства и переработки, мы теряем в разнообразии. Покупатель приходит в супермаркет и видит десятки тысяч наименований товаров, но произведены они все в основном из пяти видов злаков, пяти видов мяса, небольшого перечня овощей. И в итоге сделать свой рацион здоровым и разнообразным становится опять же достаточно дорого.