Доходы бюджета: стабильное повышение
Более 30 вопросов рассмотрели областные депутаты на прошедшей ноябрьской сессии Законодательного Собрания под председательством Сергея Сокола. Центральным стало первое чтение проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.
У депутатов много вопросов
На стадии первого чтения депутаты утверждают четыре главных показателя проекта бюджета: доходы, расходы, размер дефицита и уровень государственного долга. Все они прошли обсуждение в комитетах и комиссиях ЗС.
Как сообщила председатель областной Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева, аудиторы, проведя экспертизу законопроекта, не видят препятствий для принятия документа в первом чтении.
– Бюджет у нас достаточно самостоятельный, из 176 млрд доходов 148 млрд – 85% – формируются за счет собственных налоговых и неналоговых средств. Зная заранее сумму возможных доходов, было бы целесообразно срок внесения проекта бюджета перенести на более раннее время. Это позволило бы делить доходы более основательно и подробно, – отметила она.
Отвечая на вопрос председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой о причинах снижения в будущем году федеральных дотаций сразу на 3,8 млрд рублей, министр финансов Наталия Бояринова сказала, что тому виной рост собственных доходов Иркутской области. Принцип простой: чем лучше работает субъект, тем он меньше получает федеральной помощи.
– А в 2022 году, как следует из проекта федерального бюджета, она вообще нам не предусмотрена. Бюджет, который мы сегодня рассматриваем, судя по динамике социально-экономического развития, позволяет величину собственных доходов не только не снижать, но и немножко его увеличивать. Должна сообщить, что ряд целевых субсидий были распределены в рамках только что состоявшегося второго чтения федерального бюджета. Когда они будут распределены, мы оперативно включим в свой бюджет, – сообщила министр.
Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов поинтересовался: будут ли ко второму чтению заложены в бюджет средства на строительство нового аэропорта и реконструкцию старого. По словам зампреда областного правительства Антона Логашова, сейчас ведется проектирование:
– Когда появится проектно-сметная документация, тогда станет ясно, сколько закладывать. Я думаю, в течение 2020 года какие-то суммы будут появляться.
По мнению зампредседателя комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Виталия Перетолчина, для устранения дефицита медицинских кадров необходимо в ходе второго чтения рассмотреть возможность включения в проект бюджета меры поддержки для работников здравоохранения.
– Нужно ввести повышающий коэффициент к единовременным компенсационным выплатам медработникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест по региональной программе «Сельский фельдшер». Увеличить не менее чем на 30% финансирование госзадания медицинским колледжам, готовящим специалистов среднего звена. Обеспечить медицинских работников служебными жилыми помещениями с возможностью передачи их в собственность после 10 лет работы, – отметил он.
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова сказала, что у депутатов много вопросов к проекту областного бюджета. В частности, о состоянии бюджетов муниципальных образований.
– Как вы знаете, все муниципальные образования поделены на четыре группы дотационности. Самая тяжелая – четвертая. Они даже не могут своим бюджетом распоряжаться, за них это делает район. В нынешнем году в данной группе числится 40 муниципальных образований, а в следующем их будет больше 200. Как им жить дальше?
В проект бюджета, по ее словам, не включены расходы на капитальный ремонт учреждений образования, культуры, спорта.
– Говорят, будем включать поправками. Но это право депутатов вносить поправки. Почему правительство, пользуясь этим ресурсом, будет затыкать дыры, которые должны быть учтены еще при подготовке проекта бюджета. На стадии обсуждения депутаты давали свои предложения, но из них только 20% вошли в представленный правительством проект трехгодичного бюджета.
Льготы для детей-инвалидов
Из всех рассматриваемых на сессии законопроектов лишь два были отклонены. Один из них представил мэр Ангарского городского округа Сергей Петров. По его словам, бюджет округа, как и все остальные местные бюджеты, испытывает острый дефицит денежных средств. Выручить может только перераспределение налоговых отчислений. Он предложил передать бюджетам городских округов 5% подоходного налога, а также направить в бюджеты городских округов и муниципальных районов 20% налогов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения.
Отклонили депутаты и инициативу мэра города Братска, предлагающую ради пополнения местных бюджетов закрепить за городскими округами 100% транспортного налога.
А вот поправки к трем социальным законам были приняты без возражений. Один из них предусматривает обеспечение детей-инвалидов бесплатным горячим питанием в школах Иркутской области. Как сообщила председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова, в области насчитывается более 12,5 тыс. детей-инвалидов, из них более 2,2 тыс. обучаются в школах. При этом около 800 человек получают бесплатное питание в школе, так как воспитываются в многодетных или малоимущих семьях. Обновленный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Еще одна поправка, внесенная депутатами, направлена на сохранение права инвалидов, достигших возраста 18 лет и продолжающих обучение в муниципальных и частных школах, на обеспечение бесплатным питанием до завершения обучения. Предусмотрено также, что родителям, чьи дети-инвалиды обучаются на дому, будет выплачиваться компенсация стоимости бесплатного двухразового питания.
По инициативе Сергея Сокола были внесены изменения в областной закон «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». По ныне действующему законодательству, правом бесплатного питания в школах пользуются дети из многодетных и малоимущих семей, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста. А тех, кто достиг, автоматически исключают из списка лиц, пользующихся этой льготой. Проектом закона предлагается сохранить для 18-летних школьников возможность получения бесплатного питания до завершения ими обучения в школе.
Разговор о бродячих животных
Муниципальный час, включенный в повестку сессии по предложению комитета по законодательству, экологии и сельскому хозяйству ЗС, был посвящен исполнению органами местного самоуправления полномочий по обращению с безнадзорными животными.
По мнению председателя комитета Романа Габова, за годы действия закона «Об отлове, транспортировке и передержке безнадзорных собак и кошек» накопился ряд проблем:
– Например, давно уже назрела необходимость увеличения субсидий муниципальным образованиям на исполнение полномочий в данной сфере.
С ним согласился и депутат думы Иркутска Виталий Матвийчук:
– Реальная сумма, необходимая на отлов, вакцинацию, стерилизацию и содержание одного животного, составляет около 8 тысяч рублей. Сегодня, как и четыре года назад, муниципалитетам выделяется только 2,5 тысячи рублей.
Как сообщил руководитель службы ветеринарии Иркутской области Борис Балыбердин, со следующего года норматив на отлов и содержание одного животного будет увеличен до 3,6 тыс. рублей.
Главное, по мнению председателя городской думы Дмитрия Ружникова, отсутствует контроль за исполнением контрактов на отлов животных со стороны муниципального образования и областной власти:
– В Иркутске ситуация сложилась крайне сложная. Лет пять не можем нормализовать работу. По области действует всего три питомника. Выигрывали контракты компании, которые в дальнейшем их нарушали. Депутаты неоднократно выезжали на места и обнаруживали такие факты: по документам значится, что отловили 300 собак, а на месте обнаруживаем 20 пустых клеток. Тех субвенций, которые выделялись за последние четыре года, хватает приблизительно до мая. Нормы по количеству животных и их содержанию нужно пересчитывать, они не соответствуют действительности.
Особенное внимание участники муниципального часа обратили на то, что сегодня Иркутская область не готова к реализации нового федерального закона об ответственном обращении с животными. В частности, согласно новым требованиям, со следующего года запрещено усыплять животных, опасных для человека, и будет действовать обязательство по содержанию их в приютах бессрочно. Но как было отмечено, при принятии этих положений не учтено отсутствие условий для содержания таких животных. Кроме того, в одной из статей федерального закона говорится, что подрядчики во время отлова животных должны снимать свои действия на видео, после поимки кошек и собак – их стерилизовать и вакцинировать, а после предусмотрен возврат на улицу, и эта процедура также должна фиксироваться на камеру. Это повлечет еще дополнительные расходы.
Завершая обсуждение, Сергей Сокол констатировал, что существующий подход в сфере обращения с безнадзорными животными требует кардинального пересмотра. Участникам слушаний предлагается направить в Законодательное Собрание свои конкретные предложения, с учетом которых будет подготовлено постановление с рекомендациями областному правительству.