У нашего соболя элитный мех
Три сотни молодых соболей из Большереченского зверохозяйства, расположенного в Иркутском районе, отправились на новое место жительства – в Покровское зверохозяйство Республики Саха (Якутия). Эта сделка стала результатом регионального инвестпроекта, благодаря которому Приангарье достигло успехов в клеточном разведении пушного зверя, чей мех называют «мягким золотом».
Клетки с соболем аккуратно грузят в фуру. Каждый зверек обеспечен миской с водой и специальным кормом, на дорогу уйдет примерно четыре дня. Обычно зверохозяйства продают годовалых щенков, и покупателю приходится ждать два-три года, чтобы начать разведение. Большереченцы продали якутам соболей на выгодных условиях – возраст некоторых особей на момент сделки составил два года, а часть зверей уже находилась в ожидании потомства.
Директор Покровской зверофермы Максим Васильев рассказал, что примерно с 1940-х годов их хозяйство занимается разведением черной лисы. Сегодня стадо насчитывает 1,5 тыс. голов. Шкуры закупают отечественные компании, из них шьют шапки, воротники, шубы.
– С одним товаром тяжело работать. Поэтому мы решили закупить еще и соболя. Мы сделали мониторинг всех зверохозяйств в стране. К нашему климату хорошо адаптирован соболь, который, в отличие от норки, спокойно переносит лютые морозы. Теперь у нас появился новый импульс для развития. Если цена на шкуры лисы упадет, то на мех соболя она может подняться, – поделился информацией Максим Васильев.
Большереченское – единственное хозяйство на территории Сибири и Дальнего Востока, которое разводит соболя. По словам директора предприятия Виктора Винтера, хотя Россия и является монополистом по выращиванию клеточного соболя, цена на «мягкое золото» сравнительно невысокая. Без господдержки заниматься звероводством практически невозможно: конкуренция на пушном рынке слишком высокая. По итогам 2018 года объем средств для ЗАО «Большереченское» составил 18,2 млн рублей, из них 12,6 млн рублей из областного бюджета. В 2019 году размер господдержки составил уже 23,1 млн рублей, в том числе 15,6 млн рублей из региональной казны.
В советское время клеточного соболя баловали клюквой, брусникой, для повышения энергии ему давали даже коньяк. Сегодня в рационе питания большереченских соболей ягоды рябины, хвойная лапка, молоко, субпродукты с птицефабрик, мясо- и рыбоперерабатывающих заводов. А на десерт – центрифугированная кровь свиньи, в которой содержится гемоглобин. От него мех у соболя становится шелковистее.
– Мы впервые проводим сделку по продаже племенного соболя. Это результат многолетней работы, в которой нас поддерживало министерство сельского хозяйства области. Еще в 2011 году наше хозяйство смогло приобрести пушного зверя в рамках инвестпроекта «Развитие звероводства в Иркутской области». И вот сегодня мы имеем племенное стадо. У нашего соболя элитный мех, – отметил Виктор Винтер.
У Большереченского зверохозяйства – полувековой опыт по разведению таких ценных пушных зверей, как норка, песец, теперь еще и соболь. Во времена СССР оно входило в пятерку лучших хозяйств зверопрома РСФСР, рентабельность производства достигала под 90%. Основное стадо в середине 1980-х годов насчитывало свыше 22 тыс. голов. С распадом СССР и переходом на рыночную экономику пушнина обесценилась, госзаказ отменили. В 2006 году племенное стадо норки насчитывало около 800 голов.
– Мы не канули в Лету за годы экономической смуты, выстояли. Но нужно было дальше как-то развиваться, возвращать утраченные позиции. При поддержке областного правительства мы смогли приобрести около 400 голов норки, 800 – соболя, 200 – песца. Причем самок соболя закупили в Салтыковском зверосовхозе из Подмосковья, а самцов взяли на одной из звероферм Алтайского края. Это позволило обеспечить прилив новой крови, чтобы не было близкородственного скрещивания. Мы провели серьезную реконструкцию зверохозяйства, для соболей оборудовали специальные вольеры, – пояснил Виктор Винтер.
Он рассказал, что впервые клеточного соболя получил путем селекции профессор Петр Мантейфель в 1920-х годах. Поскольку в природе окрас пушного зверя очень варьируется и порой нелегко бывает подобрать одинаковые по тону шкурки, то перед звероводами была поставлена задача – вывести однотонного, темного соболя. Кроме того, ведется селекция на закрепление так называемого эффекта седины, который достигается с помощью редких остевых волос на фоне основного темного тона окраса. Такие соболи в последнее время стали особенно ценны в области пушной промышленности, а на ежегодных аукционах за серебряные шкурки дают самую высокую цену.
– Соболь в содержании неприхотлив, но есть свои нюансы. В советское время клеточного зверя баловали клюквой, брусникой, для повышения энергии ему давали даже коньяк. Сегодня в рационе питания наших соболей ягоды рябины, хвойная лапка, молоко. Субпродукты мы получаем с птицефабрик, мясо- и рыбоперерабатывающих заводов. А десертом для наших питомцев является центрифугированная кровь свиньи, в которой содержится гемоглобин. От него мех у соболя становится шелковистее, – поделился опытом директор Большереченского зверохозяйства.
Хоть соболь и привычен к морозу, зимой его стараются кормить чаще, дают теплую воду, температура корма должна быть не ниже 25 градусов. В жару же, наоборот, обед или ужин для зверька охлаждают до 13 градусов, чтобы сохранить все питательные элементы.
– Соболь содержится в условиях, приближенных к естественному ареалу. Сибирский мороз закаляет «мягкое золото», и оно получается высокого качества. У нас хорошие перспективы по увеличению племенного стада соболя, – констатировал Виктор Винтер.
Кстати:
Большереченское зверохозяйство активно занимается селекционно-племенной работой. Его успехи отмечены на федеральном уровне. В октябре 2014 года хозяйству вручена золотая медаль Министерства сельского хозяйства РФ «За достижение высоких показателей в развитии мелиорации» и серебряная медаль «Высокая социальная ответственность хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса». В 2017 году хозяйство получило Благодарность президента РФ и золотую медаль Российской агропромышленной выставки «Золотая осень».