Православный храм на шаманской земле
Осинский район – один из немногих в Приангарье, где старинные традиции вспоминают не только во время праздников и национальных фестивалей. В русских селах люди бережно сохраняют православную веру, в татарских – обычаи и традиции мусульманства, а в бурятских – до сих пор проводят у священных мест шаманские молебны. Разные национальности живут в мире и согласии, уважительно относясь к религии друг друга.
В селе Оса настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы служит иерей Вячеслав Поляков. Его стараниями в районном центре не только достроен православный храм и после многолетнего перерыва возобновлены службы, но и открыта воскресная школа, где местные ребятишки изучают основы православия и постигают секреты церковного песнопения.
Возрождение духовности
На въезде в Осу по улице Свердлова через светлые окна льет теплый свет на заваленные сугробами близлежащие дома небольшая деревянная церквушка. Деревянный синий шпиль и небольшие купола, увенчанные крестами, устремленными в бескрайнее небо, напоминают о вечности, а легкий ажурный балкон, окаймляющий звонницу, придает храму домашний уют и вселяет чувство защищенности. Заходи, путник, отдохни душой, исповедуйся. Здесь тебе рады!
Таким храм Покрова Пресвятой Богородицы мы видим сейчас. Но немногие знают, скольких трудов стоило перестроить здание из бывшей детской больницы, возобновить после десятилетий забвения службы, а главное – вернуть в храм людей, теплящих лампаду православия.
Когда-то только в Осинском районе было пять православных храмов. А в самой Осе стояла двухэтажная церковь, построенная в 1788 году. Спустя 80 лет церковь сгорела и вместо нее на средства прихожан была построена одноэтажная, которая вмещала три престола. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 3 февраля 1872 года, правый во имя Пророка Илии – 4 февраля, а левый – Николаевский, 5 февраля 1872 года. В приходе в 1910 году числилось 3623 человека. К приходу Осинской Покровской церкви также была приписана деревянная часовня. Построили ее в поле в пяти верстах от села в 1880-е годы и освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Соорудили часовню жители ближайших заимок своими руками, без привлечения сторонних средств и устроили в ней «приличный став для святых икон». Закрыли Покровскую церковь в 1936 году, в здании устроили аймачный дом культуры, но через 30 лет оно сгорело. До начала нового тысячелетия в Осе не было ни одного православного храма, пока по инициативе самих жителей в 2002 году не начались работы по реконструкции здания бывшей детской больницы. А регулярные богослужения начались с 2010 года, после того, как в Осу был назначен настоятелем иерей Вячеслав Поляков.
Осознанный выбор
До того, как стать священнослужителем, говорит отец Вячеслав, он был «обычным человеком». Его детство и юность прошли в Нижнеудинске. После школы поступил в строительный техникум, получил специальность слесаря-ремонтника. Служить в армии пришлось на острове Сахалин Дальневосточного военного округа. По возвращении устроился слесарем на Нижнеудинский водоканал, а спустя четыре года перешел на работу в храм в честь Святителя Николая в качестве псаломщика.
– В девяностых многие испытали на себе крушение идеалов, переживали ломку сознания. Рушилась огромная страна, менялся государственный строй. Конечно, эти изменения не могли не повлиять на шкалу общественных ценностей. В то время многие начали увлекаться изотерической литературой, ища спасение в духовном развитии, пошли в храм. Также было и со мной. Я очень много перечитал литературы, прежде чем пришел к православной вере – самой родной, близкой, логичной и понятной, – признается отец Вячеслав.
Прослужив пять лет в Нижнеудинском храме трудником, он переехал в Иркутск, где в течение восьми лет нес различные послушания в Михаило-Архангельском приходе у отца Калинника. Это время священнослужитель вспоминает как одно из самых счастливых в своей жизни. При храме была создана община из 30 братий. Они вместе молились, работали, учились, став настоящими единомышленниками, помогая и во всем поддерживая друг друга. Именно тогда Вячеслав окончательно определился со своим будущим, решив посвятить свою жизнь богу. А чтобы отгородить себя от всех благ, желаний и соблазнов, иметь больше времени на молитвы и размышления о высшей сущности, принял обет безбрачия, став целибатом.
– Это был мой осознанный выбор, – говорит священнослужитель. – Для меня целибат – необходимое условие духовного роста. Я решил, что, если не буду отвлекаться на заботы о своей семье, смогу принести гораздо больше пользы, стать ближе к своим прихожанам и к Господу.
28 февраля 2010 года в Знаменском соборе Иркутска он был рукоположен во диакона архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом, а всего через неделю в Крестовоздвиженском храме хиротонисан Владыкой во иерея. В марте же отца Вячеслава назначили настоятелем Покровского прихода в село Оса.
Все получилось
– Здесь была настоящая пустыня, – вспоминает о первых месяцах своей службы отец Вячеслав. – Пришлось все начинать с нуля. В городах даже в самые тяжелые времена были открыты храмы, а здесь с 30-х годов прошлого века не было ничего. Пожилые все забыли, молодые – не знали. Пришлось учить, как молиться, исповедоваться, соблюдать посты, разучивать самые простые песнопения, рассказывать об истории православия. Конечно, без желания самих людей ничего бы не получилось, но Господь управил, и все понемногу наладилось.
Одновременно с обретением прихожан началось и обустройство храма. Постепенно к молитвенному дому, ютящемуся в приспособленном помещении, пристроили алтарную часть, установили купола и шпиль над звонницей, облагородили внутреннюю часть здания, а когда закончили работу – ахнули. Вместо неуклюжего деревянного домишки родилась очень уютная и вполне пристойная церковь.
– Это произошло потому, что люди трудились с любовью, – уверяет настоятель. – Не просто жертвовали деньги, а работали каждую свободную минуту: вечерами, в выходные дни. Приходили целыми семьями, вместе с детьми. И в лютый мороз, и в жару. Работали без жалоб и понуканий, на совесть.
Вскоре возле храма вырос еще один небольшой дом. На первом этаже – трапезная, на втором – воскресная школа и библиотека. По средам здесь собираются взрослые, по воскресеньям – дети. Но двери его открыты в любое время. Сюда после уроков на обед забегает детвора, приходят после утренней и вечерней службы их родители, чтобы выговориться, получить у батюшки добрый совет и просто отдохнуть душой.
Со временем у Осинского прихода появились даже свои традиции. Трижды в год – на Пасху, Рождество и свой престольный праздник – в местном доме культуры отец Вячеслав со своими прихожанами организует концерты. Большую помощь в проведении мероприятий храму оказывает районный отдел культуры. На святки и в летние каникулы они выезжают вместе с ребятишками на отдых. Зимой – под Ангарск, летом – на местные «золотые пески». И дети, и взрослые теперь не только читают на клиросе и участвуют в Литургии, но и изучают церковнославянский язык, а также под руководством отца Вячеслава учатся играть на гитаре и пианино, которые приходу пожертвовали местные жители.Они вместе пекут просфоры и изготавливают свечи, для которых местные пчеловоды отдают воск, растят картофель и овощи на небольшом приусадебном участке при церкви, чтобы из них готовить вкусный обед в своей трапезной.
Несмотря на такие разительные перемены, батюшка не собирается останавливаться на достигнутом. Думает об открытии небольшой столярной мастерской, где местные мальчишки могли бы обучаться столярному и плотницкому делу, швейном цехе, чтобы девочки перенимали мастерство рукоделия, кружке декоративно-прикладного творчества, чтобы занять досуг детей-инвалидов. Он частый гость в Бильчирском психоневрологическом интернате, где вместе со своими верными помощниками проводит для больных ребятишек праздники и организует выездные службы.
– Осинский район – край шаманов, и, тем не менее, даже некоторые буряты теперь выбирают православную веру, – с удовлетворением констатирует отец Вячеслав. – Кто хочет обратиться к истинному богу – пожалуйста. Все открыто. Мы никого ни к чему не принуждаем. Но если люди воцерковляются, начинают чувствовать свою ответственность перед Господом – радуемся. Ведь только через веру они приходят к пониманию самопожертвования, доброте, искренности, любви – ценностям, которым мы должны все посвятить свои жизни.