Социальный участковый спешит на помощь
За последние семь лет в Иркутской области стало в четыре раза меньше детей-сирот, живущих в казенных учреждениях. Их число снизилось с 6,7 до 1,6 тыс. Как удалось добиться такого результата, рассказала замминистра социального развития, опеки и попечительства Татьяна Плетан.
– На протяжении последних лет в Иркутской области отмечается снижение общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 89% из них сегодня проживают в замещающих семьях, – отмечает замминистра.
Выявление на ранней стадии семейного неблагополучия – важный аспект труда социальных работников.
– Мы начали заниматься ранней помощью семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. У нас несколько лет назад появилась новая технология – социальный участковый по семейному неблагополучию. Участковые работают в поселениях, муниципалитетах, там, где ребенок живет, ходит в школу и общается. В Усольском районе было два больших крупных учреждения, в каждом насчитывалось порядка 70 брошенных детей. После того как там начали работать социальные участковые, ситуация кардинально изменилась.
Если, несмотря на все меры, не удается сохранить родную семью, детям стараются найти новые семьи. И уже с замещающими родителями соцзащита работает вплотную, чтобы минимизировать разногласия, конфликты, которые неизбежно возникают в период «притирки» всех членов семьи к новому человеку.
Сегодня поддержку семьям в Приангарье оказывают 41 отделение помощи семье и детям, 35 отделений сопровождения замещающих семей, 14 отделений сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями, шесть отделений дневного пребывания несовершеннолетних, два отделения «Маленькая мама». Также в регионе действуют 39 школ приемных родителей.
– Там учатся не только кандидаты, которые собираются взять на воспитание ребенка, но и реальные приемные родители, имеющие определенный стаж, но знаний не хватает, учатся также специалисты органов опеки. К сожалению, в школу приемных родителей не приходят близкие родственники – дяди, тети, дедушки и бабушки. Законодательство их не обязывает, но мы рекомендуем и им обучение. Возрастная бабушка не всегда сможет найти с внуком-подростком общий язык.
Еще одна относительно новая форма работы с детьми и семьями – семинары по медиативным технологиям. Минсоцразвития обратило на нее внимание в 2011 году. Попробовали на приемных родителях. Интерес к этой теме с первых занятий зашкаливал. В итоге в 2019 году впервые был проведен вебинар. Свыше 500 человек пожелали научиться методам примирения, согласия, разрешения спора внутри семьи. Заметим, что в 2011 году прошли обучение всего 30 родителей.
Диспансеризация детей-сирот – обязательная и сложно организуемая из-за удаленности ряда территорий процедура. На базе центра помощи детям Свердловского района Иркутска было открыто отделение постдиспансерного сопровождения для детей из северных территорий.
– Мы этот опыт представляли на федеральном уровне, где его одобрили, – сказала Татьяна Плетан.
Если говорить о больных детях и сложностях, с которыми сталкиваются соцработники, пытаясь устроить их в семьи, то и здесь в последние годы намечается положительный сдвиг.
– Ранее приемные родители очень осторожно брали в свои семьи детей с ВИЧ, либо рожденных от ВИЧ-матерей. Сегодня около 130 детей с ВИЧ-инфекцией живут в приемных семьях, – сообщила Татьяна Плетан.