Летопись военных событий

Из-под пера известного журналиста, бывшего корреспондента ТАСС и ИТАР-ТАСС Владимира Ходия, вышла книга о жизни Иркутской области на протяжении четырех лет Великой Отечественной войны «Летопись Иркутской области».

Главным источником для ее написания послужили страницы областной газеты «Восточно-Сибирская правда». Из-за экономии бумаги выпуск газеты «Советская молодежь» был прекращен, а «Восточка» выходила в усеченном варианте – всего на двух страницах. Но и на двух страничках журналистам удалось сделать слепок военного четырехлетия, фрагменты которого, мы уверены, будут интересны и сегодняшнему читателю.

Самолеты сверх плана

Полтора десятка предприятий были эвакуированы из западных регионов России в Иркутскую область. Широка была номенклатура выпускаемых ими изделий военного образца. Как сообщает газета, в апреле 1943 года «дважды орденоносный завод имени Сталина выпустил сверх плана восемь самолетов Ил-4 и 3 тыс. мин, а завод № 540 перевыполнил план на 500 тыс. патронов. Завод имени Куйбышева выполнил на 136% план по горно-вьючным минометам и на 104% по авиабомбам, а Свирский завод наркомата химической промышленности вдвое превысил апрельский план по выпуску белого и металлического мышьяка».

Следуя русской пословице «Голь на выдумки хитра», многие предприятия области разработали и внедрили новые виды продукции. «Производство туалетного мыла освоил Черемховский мясокомбинат. Анализ первых выпущенных партий показал, что оно высокого качества». А Усолье-Сибирский маслозавод придумал способ производить уксус из молочной сыворотки.

«Значительные запасы белого мха, который с успехом заменяет вату в больницах, обнаружены в Зиминском районе. Сотрудники местной аптеки уже заготовили 300 килограммов заменителя ваты».

Особенно успешно рационализаторская мысль работала в области винокурения. «Иркутский ликероводочный завод приступил к выпуску 30-градусной водки из производственных отходов: выпарок, отжимов ягод, трав и корней, разных сливов». А на Тельминском спиртоводочном заводе «закончены опыты по использованию курлыча (татарской гречихи) для выгонки спирта. Из него получают столько же продукции, сколько из первосортного ячменя».

 

Махорка для фронта

Подстраивается под нужды фронта и село. Основные культуры на колхозных полях – зерно и табак. В посевную кампанию 1942 года колхозами запланировано посадить 2500 гектаров махорки, не считая совхозов, ОРСов и других хозяйств. Кроме того, осваивается и новая, невиданная прежде на сибирской земле культура. «По распоряжению правительства страны колхозы области приступают к посеву на большой площади кок-сагыза – ценного сырья для резиновой промышленности».

В полной готовности встречают весну 1943 года колхозники Прибайкалья. В хозяйствах области острая нехватка техники: она или частично реквизирована для фронта, или отслужила свой срок. Но высок дух тружеников полей. В письме, адресованном И. Сталину и подписанному 121 тыс. колхозников и колхозниц области говорится: «Мы готовим к полевым работам и тягловую силу. Во всех колхозах идет обучение коров из общественного стада, а также находящихся в личном пользовании, работе в упряжке».

В сельском хозяйстве нашли применение даже ветру. «В колхозе «Новая жизнь» Черемховского района пущена в эксплуатацию первая в области ветряная мельница «шатрового» типа. Она в течение трех месяцев работала 62 дня. Размолото 433 центнера зерна».

Не только поля дают продукцию, но и леса. Если в 1940 году было собрано 4 тонны лекарственного сырья, то в 1943 году его объем возрос до 43 тонн. «На склады аптекоуправления поступают травы, ягоды и коренья 45 наименований. Особенно нужны сейчас шиповник – носитель чудесного своей животворной силой витамина С и мох сфагнум, применяющийся при перевязках вместо ваты».

Норму обязательных поставок жителям села мяса государству в 1942 году утвердил исполком областного Совета. Для каждого колхозного двора она установлена в размере 48 кг, для единоличного хозяйства – 92 кг.

Во многих районах снят запрет с отстрела соболя. «До 150 охотников горной Тофаларии вышли в тайгу. Среди них около 70 женщин».

Осенние хлебопоставки на особом контроле партийных органов. За невыполнение первой заповеди земледельца – сдачу хлеба государству – и распределение между членами колхоза первых обмолоченных 10 центнеров зерна нового урожая председатель сельхозартели «Красная горка» Тайшетского района Камаришко осужден на пять лет лишения свободы. А председатель колхоза «Красный маяк» Тулунского района Сериков за подобное преступление осужден на три года.

 

Вагон пельменей

13 сентября 1941 года были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия. «Нормы по первой категории: рабочие и ИТР – 800 граммов, служащие – 500, иждивенцы и дети до 12 лет – 400 граммов. По второй категории: рабочие и ИТР – 600 граммов, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет – 400 граммов».

24 декабря 1941 года первый поезд с подарками для фронта отправился из Иркутска. «Они погружены в 20 вагонов, из которых два везут копчености, один – пельмени. В остальных – бочки с медом, сливочное масло, другие продукты питания, а также большое количество теплой одежды и два вагона лыж».

В годы войны значительные средства были пожертвованы населением области на поставку фронту военной техники. «20 мая 1942 года на Западный фронт прибыла танковая колонна «Иркутский комсомолец». Она построена по инициативе комсомольцев и молодежи на собранные средства». А в январе 1943 года «колхозники области собрали из своих личных сбережений на строительство танковой колонны «Иркутский колхозник» 58 миллионов рублей и 5 килограммов золота».

Даже сотрудники управления НКГБ-НКВД и войск управления НКВД на территории области присоединились к порыву трудового народа. «Ими собраны средства на постройку звена бомбардировщиков дальнего действия «Иркутский чекист».

 

Побег товарища Сталина из Новой Уды

Даже в годы войны не утихала культурная жизнь в Приангарье. «Более 6 млн зрителей посетили в 1942 году кинотеатры области. Самые популярные фильмы: «Оборона Царицына», «Парень из нашего города», «День войны».

Театральный репертуар разнообразен. «Премьеру «Гамлета» по Шекспиру показал областной драматический театр». Киевский ордена Ленина театр оперы и балета открыл сезон 1943 года своей шестой премьерой – оперой Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй». Ранее театр познакомил жителей города с операми «Запорожец за Дунаем», «Иван Сусанин», «Севильский цирюльник». А прибывший в Иркутск  Харьковский русский драматический театр покажет такие спектакли, как «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Симонова, «Машенька» Афиногенова.

Даже Вольф Мессинг заскочил на два дня в Иркутск с демонстрацией «психологических опытов передачи мыслей на расстоянии». А Иркутский театр музыкальной комедии проводит ночные спектакли-концерты для сбора средств в фонд обороны страны. «Начало в 24 часа, играют три оркестра, танцы в двух залах до пяти часов утра».

Воспеть подвиг народа спешат и художники областного центра. «Они разъехались в творческие командировки для подготовки своих работ на конкурс «Иркутская область в годы Великой Отечественной войны». Возвращается из Новой Уды и приступает к созданию картины «Товарищ Сталин в ссылке получает первое письмо от Ленина» В. Богданов. А художник Н. Шабалин работает над картинами «Молодежь на заводе» и «Побег товарища Сталина из Новой Уды».

 

Преступления и наказания

Суровы законы военного времени. То и дело на страницах газеты появляются судебные вердикты. «За срыв хлебозаготовок и содействие расхищению хлеба бюро обкома ВКП (б) сняло с работы и исключило из партии председателя Качугского райисполкома Нарицина и поручило областному прокурору привлечь его к судебной ответственности». Исключен из партии и предан суду первый секретарь Куйтунского райкома ВКП (б) Прокопьев.

«К высшей мере наказания – расстрелу – приговорен областным судом бывший заведующий центральным складом товаров Бодайбинского управления «Золотопродснаб» Г. Абеляшев. Он сколотил группу людей, которые систематически занимались хищением продовольственных товаров. При обыске у них изъято ценных вещей и продуктов питания на 250 тысяч рублей».

«К высшей мере наказания – расстрелу – приговорила судебная коллегия по уголовным делам двух жителей Черемхово, похитивших на шахте им. Кирова большое количество карточек на хлеб и сахар».

«За расхищение социалистической собственности областной суд приговорил к расстрелу с конфискацией имущества директора столовой Иркутской слюдяной фабрики Н. Клепцова. Его подельники – заготовитель и бухгалтер – осуждены на 10 лет лишения свободы».