Лоскутная симфония

Одеяла, подушки, скатерти, салфетки, покрывала, кошельки и сумки из разноцветных лоскутков, образующих причудливые узоры… Созданные умелыми руками балаганских мастериц, они хорошо известны не только в их родном поселке, но и далеко за его пределами. Не единожды они одерживали победу в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства. Несколько месяцев назад коллективу «Лоскутная радуга» было присвоено звание народного. Теперь рукодельницы намерены создать коллекцию авторской одежды в стиле пэчворк.

 

Секреты мастерства

В небольшой комнатке Балаганского дома культуры не повернуться от множества ярких изделий. На рабочих столах и тумбочках разложены декоративные панно, прихватки для кухни, стеганые покрывала, одеяла, подушки и скатерти. Руководитель творческого коллектива «Лоскутная радуга» Валентина Глухих с удовольствием демонстрирует каждое, а также делится секретами мастерства:

В нашем кружке занимается около двадцати девочек от 12 до 18 лет, а еще по вечерам ходят взрослые женщины. Я по образованию портной-закройщик. Когда устроилась работать в Дом культуры, возник вопрос: чем буду заниматься? Почитала книжки и решила освоить технологию лоскутного шитья. Как ни удивительно, но почему-то в нашей области этим видом рукоделия мало кто занимается. Директор культурно-досугового центра Любовь Шафикова мою идею поддержала. Даже написала специальную программу и выиграла грант по линии регионального министерства культуры, на который были куплены швейные машинки и ткань. Так все и началось.

Сначала, признается Валентина, досконально освоить тонкости этого декоративно-прикладного творчества пришлось ей самой. Затем она приступила к обучению других.

Тому, кто впервые видит эту технологию, она кажется невероятно сложной для изготовления, – поясняет мастерица. – Как, например, запихать вот эту маленькую полоску или треугольник в большое полотно? На самом деле существуют свои секреты. Чтобы сделать, допустим, квадрат из разноцветных треугольников, не нужно вырезать отдельные элементы и сшивать их между собой. Все гораздо проще: выкраиваете две полосы, сшиваете с двух сторон и по шаблону разворачиваете, чтобы получился нужный узор. Единственное условие: каждый элемент требует тщательной утюжки.

 

Пэчворк или мозаика?

Чем больше Валентина вникала в тонкости процесса, тем больше увлекалась. Изучила не только различные технологии, но и историю возникновения этого вида рукоделия в разных странах.

Родиной данной техники, говорит, принято почему-то считать Англию, но на самом деле история появления лоскутного шиться связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира, например, выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели. Ученые датируют его 980 годом до н.э.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Одно из предположений гласит, что данное искусство пришло туда с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Западное название такой техники – пэчворк или квилтинг, у нас – лоскутная мозаика. На Руси данный вид творчества также известен издревле. Согласно преданиям, стеганые одеяла когда-то были даже неотъемлемой частью свадебного приданого. Каждая невеста должна была сшить тринадцать лоскутных одеял в качестве подарков мужу и его родне. Наиболее искусные рукодельницы даже придумывали собственные схемы и узоры. Темы для них брали из бытовых реалий: от орудий труда до библейских притч.

 

Деревенская красавица-искусница

В основе абсолютно всех узоров, растолковывает мастерица, используются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, уголки и ромбы, а вот технология создания рисунка абсолютно разная. Например, в технике «акварель» главное условие – подбор правильной цветовой гаммы, поскольку именно комбинация ткани от светлого к темному создает эффект рисования акварелью. Техника «полоска в полоске» собирается из разноцветных тканевых лент, расположение и сочетание которых варьируется каждый раз по-своему. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик лучше всего выглядят, если лоскутки в них уложены зигзагом в виде паркетных дощечек. Эта техника называется «бревенчатая изба». А нарядные скатерти приобретают наиболее эффектный вид, если собраны из узора по спирали в технике «волшебный треугольник». Треугольник считается самым распространенным элементом лоскутной мозаики, поскольку не только удобен в работе, из него можно составить и простые квадраты, и елочки, и даже сложные звезды.

Многочисленные дипломы и почетные грамоты наглядно свидетельствуют о признании мастерства балаганских умелиц. Коллектив «Лоскутная радуга» – неоднократный победитель и призер региональных конкурсов «Хоровод ремесел», «Байкальский этнопарк», «Художественный текстиль», а сама Валентина Глухих является лауреатом областного конкурса «Деревенская красавица-искусница».

Останавливаться на достигнутом балаганские рукодельницы не собираются. В ближайших планах – создать коллекцию авторской одежды в технике пэчворк. Ведь даже коллекции таких ведущих мировых гуру моды, как Кристиан Диор, Келвин Кляйн и Антонио Маррас пестрят лоскутками и коллажами из пряжи, шелка, меха и кружев. Может, и балаганским рукодельницам удастся привнести что-то новое в мир лоскутной симфонии, а заодно прославить искусство сибирских мастериц?