Первый всероссийский конкурс резного искусства состоялся в Иркутске
Талант обращаться с деревом позволил им создать неповторимые и уникальные шедевры: скульптуры, панно, резную интерьерную мебель, посуду, храмовое убранство и украшения. В Усадьбе Сукачева подвели итоги первого всероссийского конкурса резного искусства «Сказка в дереве».
В конкурсе приняли участие более 20 профессиональных и самодеятельных художников-резчиков из Иркутской, Ярославской и Псковской областей. Пятерым из них нет и 14 лет.
Организатор конкурса Диана Козулина подчеркнула, что основной целью проекта стало возрождение и развитие традиционного русского ремесла в Иркутской области. Она считает, что искусство художественной резьбы по дереву сегодня переживает второе рождение:
– Современные мастера воскрешают это уникальное старинное ремесло, привносят в него свежие идеи, новые элементы, передают свое мастерство ученикам.
Конкурс проходил в нескольких номинациях. В состав жюри вошли художники, архитекторы, депутаты и журналисты. Также проходило народное голосование, результаты которого были объявлены в самом начале награждения. Наибольшее количество зрительских голосов набрал Сергей Климшин, на втором месте – Анастасия Ястребкова, на третьем – Борис Тверских.
Иркутский резчик-самоучка Сергей Климшин занял также первое место в номинации «Панно». Резьбой он занимается 40 лет. Первые навыки обработки дерева освоил еще мальчишкой: стругал игрушечные пистолетики, ножи и сабли. Серьезно стал заниматься резьбой после армии. В основном тогда специализировался на мебели:
– Изготавливал различные мебельные накладки, украшения так, как в купеческих домах. Почему-то это направление сегодня слабо развито. В магазинах мебель продается однотипная, хотя мастеров в Иркутской области, которые могут великолепно повторять стиль XVIII–XIX веков, много, – отметил Сергей Климшин.
Сейчас он работает в барельефной технике. Планирует начать создавать объемные 3Д-композиции. Рассказал, что в поисках сюжета иногда прибегает к помощи интернета:
– Один в один, конечно, не копирую, но какие-то мотивы использую. На панно «Подружки» меня вдохновила картина одного итальянского художника, где на фоне арки стояли две девицы, а позади – итальянец. Я поменял пейзаж на деревенский, а персонажей переодел в русские народные костюмы.
Почти все конкурсанты – мужчины, но были и исключения. Иркутянка Анастасия Ястребкова, ставшая второй по итогам народного голосования, покорила зрителей живописным пейзажем «Сказочные просторы». А ее дочка в категории «Ученик мастера» заняла первое место в номинации «Панно». Удивительно, что резьбой Анастасия занимается всего лишь полгода.
– Я вообще коммерсант, владелица сети магазинов в Иркутске, но начальное художественное образование есть. В какой-то момент решила попробовать резьбу, до этого занималась живописью. Резьба для меня – медитация. Когда сажусь за работу, я не думаю: здесь будет то-то, а здесь будет то-то. Я погружаюсь в дерево, ухожу в ощущения, работает интуиция. Сложно объяснить словами, как из ничего получается картина. Это волшебство, – рассказала художница.
Иркутский мастер Евгений Мирский занял третье место в номинации «Скульптура». С деревом он работает всю жизнь. Началось все со школьного факультатива по столярному делу, где он получил разряд первой категории. В эпоху застоя работал художником-оформителем. В перестроечные времена занимался оформлением интерьеров, резьбой. С 2002 года преподавал резьбу в интернате для детей-инвалидов. Последние 10 лет работает в иркутском Доме ремесел.
В искусстве его особенно привлекают исторические темы, библейские сюжеты, сложные образы. Он делает языческих славянских божеств, старцев. Цикл работ посвящен легенде о Ное и Ноевом ковчеге. С этой серией перекликается еще один художественный объект – рыба, внутри которой – русские казаки-первопроходцы Сибири. Потаенные смыслы также хранят медведи, шаманы деревянный мамонт.
– Работа должна быть многозначной, – рассуждает Евгений Мирский. – С двойным и даже тройным дном. Не обязательно мысль автора должна дойти до зрителя, но она должна побудить о чем-то задуматься, стать почвой для размышления. Создать что-то стоящее не так просто. На скульптуру уходят недели, месяцы. А бывает – нет вдохновения: темы вроде бы есть, языком владеешь, а сказать нечего. Озарение всегда приходит неожиданно. Дерево непредсказуемо. Задумываешь одно, получается другое.
Участник итоговой выставки Василий Злыгостев из села Урик Иркутского района резьбой по дереву начал заниматься около 15 лет назад. До этого увлекался спортом, но получил травму. Потом занялся гитарой, начал писать стихи и песни, познакомился с опытным киевским мастером, у которого обучился основам резьбы по дереву. Спорт, кстати, тоже со временем вернулся в жизнь Василия. Вот уже пять лет он участвует в чемпионате России по футболу среди ветеранов в Анапе. Сейчас его дом похож на музей деревянных скульптур, а сарай выглядит как творческая мастерская. В коллекции художника более 100 работ: якутские шаманы, русалки, красивые зеркала, двуглавые орлы, мудрые совы, благородные олени…
– К резьбе меня тянуло всегда, – говорит художник. – С деревом приятно работать: и запах от него особый, и тепло идет. В детстве на уроках труда с большим удовольствием мастерил для мамы на 8 Марта разделочные доски, какие-то ложечки. В зрелом возрасте начал с шаманов, потом пошли птицы, звери. В резьбе самое главное – не торопиться, проявлять терпение и аккуратность. Дерево –не гипс, где можно обратно приклеить материал, если что. Здесь, если три миллиметра лишних спилишь, считай, что пропало. Был печальный опыт: делал орла с развернутыми крыльями. Одно крыло у орла винтовое было. И вот я это крыло в самый последний момент, когда уже обработку наждачкой делал, просто-напросто обломил – трехнедельный труд пошел насмарку. Конечно, начал заново, но такая внутренняя обида тогда на самого себя была.
Организаторы всероссийского конкурса резного искусства «Сказка в дереве» намерены сделать проект традиционным и более масштабным.