Денег на медицину жалеть нельзя
На своем заседании члены комитета по здравоохранению и социальной политике под председательством Александра Гаськова рассмотрели доклад уполномоченного по правам человека в Иркутской области Виктора Игнатенко, посвященный медицинскому обслуживанию жителей Приангарье.
Опираясь на аналитические материалы областной Контрольно-счетной палаты, Виктор Игнатенко пришел к заключению, что в настоящее время региональная программа «Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи» недофинансируется:
– Я уже и в прошлом году обращал внимание, что из года в год допускается серьезный дефицит финансирования этой программы. Пора нам данную проблему закрыть. Предлагаю, чтобы эта программа утверждалась депутатами Законодательного Собрания, а не правительством. Другие регионы, где заведен этот порядок, как правило, такого дефицита не имеют.
В прошлом году, как сообщил омбудсмен, в его адрес поступило 112 жалоб от работников медицинской сферы. В основном на нарушения оплаты труда. Причина – невыполнение областного закона, принятого еще в 2008 году. Закон установил повышенные размеры районных коэффициентов. Цена закона – 2 млрд рублей.
– В бюджете на 2020 год этих миллиардов нет. На данное обстоятельство обратила внимание КСП в своем заключении на проект бюджета. Чтобы соблюсти все трудовые права граждан, которые работают в сфере здравоохранения и образования, деньги должны быть выделены. И сделать это нужно уже при первой корректировке областного бюджета.
Виктор Игнатенко также подверг критике существующий порядок оплаты труда, который не способствует реальному стимулированию работников. В нем доля стимулирующих надбавок непропорционально велика по сравнению с долей основного оклада. Это, по его мнению, зачастую приводит к тому, что надбавки начисляются не по качеству работы медицинских работников и не по их квалификации, а по степени дружественных отношений с главным врачом.
– На мой взгляд, самая оптимальная формула: 70% заработной платы должен составлять оклад и лишь 30% – стимулирующие надбавки. А коэффициент совместительства – 1,2. Все эти нормы должны быть прописаны в законе, что позволит более надежно защитить права работников здравоохранения.
Члены комитета согласились с доводами омбудсмена и утвердили его доклад. Присутствующий на заседании вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров предложил использовать положения доклада для внесения поправок в областной бюджет. Александр Гаськов сообщил, что на базе комитета создана рабочая группа, которая совместно с уполномоченным проанализирует представленную информацию.
Члены комитета рекомендовали принять в первом чтении законопроект «О порядке использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан».
Необходимость в таком законопроекте вызвана передачей на уровень области федеральных полномочий по лицензированию медицинских учреждений, фармацевтической деятельности и обороту наркотических и психотропных средств. Эти полномочия были переданы еще десять лет назад, и на их исполнение выделялась субвенция из федерального бюджета, в том числе на содержание четырех сотрудников. Но новая методика, разработанная российским Минздравом, сократила их численность вдвое.
По мнению областного минздрава, в методике не учтены географические особенности региона и протяженность его территории. Двум работникам просто не под силу справиться с таким объемом работы. Единственный выход – восстановить прежнее число сотрудников за счет средств областного бюджета. К этой же мысли склонились и члены комитета, рекомендовав принять законопроект в первом чтении.