В Крещение наши корреспонденты побывали в гостях у батюшки
Степень веры
Утро Крещения в Горохово началось с праздничной Литургии. После нее отец Александр выслушал исповеди, провел обряды причастия и освящения воды. Когда прихожане собрались за праздничным столом в трапезной, настоятель подробно разъяснил им суть Богоявления.
Церковная святыня
– Освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась Благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Ее принято употреблять с молитвой, – отметил он.
Батюшка объяснил прихожанам, что нет необходимости запасать большие емкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно в нее добавить обычной. Когда наиболее «активные» стремятся набрать воды побольше – полную банку, бидон или просят: «Батюшка, побрызгайте на мою баночку побольше», надеясь, что вода будет «посвятее», это большой грех, поскольку отражает «степень веры» просителя. Ведь чем больше человек просит налить святой воды, тем, скорее всего, меньше его вера.
На вопрос о том, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи, батюшка также высказался категорически:
– Это не так. Купание в иордани – это старинный добрый народный обычай, который не является церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме. Кто в праздник сподобится причаститься к Богу – тот будет иметь наибольшую святыню. А тот, кто принесет наибольшую бочку святой воды домой или окунется в иордань просто ради желания испытать драйв, имея при этом пустое сердце, – не получит ничего.
Первый храм
Деревянная церковь с деревне Горохово была построена в 1888 году на средства прихожан. Именно с образованием Богородице-Казанского прихода деревня стала центром, объединяющим сразу несколько близлежащих населенных пунктов, приписанных в приход. В 30-х годах прошлого века здание храма перенесли на другое место и обустроили в нем клуб, но вскоре он сгорел. Новая церковь появилась в Горохово только в 2012 году. Как и первый храм, возводили ее по желанию самих людей на пожертвования жителей. Чуть более года назад по велению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в Горохово был назначен настоятелем отец Александр. Именно благодаря ему, отмечает староста, духовная жизнь прихода начала переживать настоящий подъем. Люди теперь все вместе отмечают церковные праздники, приходят в храм не только исповедаться, причаститься и послушать проповеди, но и просто поучаствовать в беседах, которые батюшка проводит очень доступно и понятно для каждого.
Духовные метания
Между тем путь к православной вере самого отца Александра был, по его собственному признанию, «тернист и труден». Родился он в Томске. После школы поступил в местный электромеханический техникум, где получил диплом программиста станков с ЧПУ (числовое программное управление. – Авт). Поскольку еще со школьной скамьи тяготел к рисованию, решил продолжить обучение к вечерней художественной школе. Там, кстати, он познакомился со своей будущей женой Татьяной. Вскоре молодые поженились, а еще через какое-то время расстались на год. Татьяну, как кадрового военного, направили начальником медицинской базы в Забайкальский край, а Александр уехал учиться в Красноярское художественное училище. Встретились супруги в Иркутске, куда Татьяну перевели по службе.
В то время, вспоминает Александр Маликов, он переживал настоящие духовные метания. То вступал в какие-то религиозные сообщества, то запоем читал изотерическую литературу, пока определиться с выбором жизненного пути не помог случай.
– В Иркутске случилась интересная вещь, – припоминает настоятель. – Однажды с Татьяной мы пришли в Богоявленский храм, а я же художник, и в то время выглядел как представитель богемы: рваные джинсы, две серьги в одном ухе, бритый на лысо… Заходим, а там идет Литургия. Это сейчас я знаю, что это была она, а тогда, как мне показалось, все просто чего-то пели. И у меня вдруг полились слезы. Стою, реву, жена всполошилась: ты что? Никогда не видела меня плачущим, а тут вдруг такое… Сейчас понимаю – это Господь на меня свою благодать ниспослал. Только и мог вымолвить в ответ: «Я домой пришел!».
На самом деле, продолжает батюшка, Бог давно исподволь направлял его на путь истинный. Еще в 19 лет он зачем-то пришел в храм покреститься. В раннем детстве тайно, дома, его покрестила бабушка, но в этот раз он прошел настоящий обряд с миропомазанием. Во время пленэров в Красноярске, пока остальные студенты запечатлевали городские пейзажи и новостройки, он почему-то писал только храмы. А в Иркутске непонятно каким образом увлекся иконописью. Получив заказ на роспись одного из пределов Свято-Троицкой церкви в селе Хомутово, познакомился с отцом Вячеславом. Тот долго и внимательно наблюдал за работой художника, старательно расписывающего алтарь, вдруг однажды предложил: не хочет ли он стать священником? В ответ Александр неожиданно для себя произнес, что именно для этого и родился. Вскоре они вместе отправились в паломническую поездку в Дивеевский монастырь, где у батюшки Серафима Александр Маликов получил благословение. Случилось это в день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, а ровно через год, в тот же самый день, 30 сентября, отца Александра рукоположили в сан.
Через пару месяцев новоявленного священника отправили служить в поселок Еланцы Ольхонского района.
– Это только кажется, что быть священником очень легко, – делится отец Александр. – На самом деле все равно, что взять щенка, который не умеет плавать, и кинуть на середину реки. Конечно, в 30 лет у меня был уже определенный жизненный опыт, но ко мне выстроилась вереница женщин 60+, а я ни разу никого не исповедовал! Была настоящая паника. Практику пришлось постигать одновременно с теорией. Заочно учился в Томской духовной семинарии и проводил службы в храме. В Еланцах я прослужил три года. Крест священнослужителя, как оказалось, тяжелый груз и огромная ответственность, но я ни разу даже не усомнился в правильности избранного пути. Если кто-то говорит, что получает от служения удовольствие, это означает, что он не тем занялся. Священником быть – все равно, что постоянно мыть ноги людям. Как на «Тайной вечере». Все остальное – не относится к священству. Настоящий священнослужитель себе не принадлежит сутками, потому что каждый считает, что ты обязан его выслушать и помочь, и ты не можешь никого оттолкнуть или отмахнуться, потому что призван спасать души людей.
Семья – лучшая отдушина
Именно в кругу своих родных, признается настоятель, он находит свое главное утешение. А семья у Татьяны и Александра Маликовых необычная. В 2012 году они стала победителем областного конкурса «Почетная семья» в номинации «многодетная», а в конце прошлого года Татьяну наградили медалью «Материнская слава». Все их пятеро ребятишек очень любят рисовать, мастерить, шить, занимаются резьбой по дереву, танцами и музыкой, ставят кукольные театральные представления и выступают на различных поселковых и районных праздниках. Старшая дочь Мария учится на втором курсе ВГИКа и мечтает стать мультипликатором. 16-летняя Даша изучает английский и испанский языки, 13-летняя Елизавета увлекается танцами, а 14-летние двойняшки Яков и Иван – боевыми единоборствами. Пару лет назад Яков занялся изготовлением старинных музыкальных инструментов. Например, смастерил тальхарпу, пимак и окарину. Тальхарпа – шведский национальный инструмент, у которого отсутствует гриф и нет ладов. Звучание меняется легким касанием пальцами струн. Пимак и окарина – флейты американских индейцев, которые использовались не только для игры, но и для лечения, а также в религиозных церемониях. Деревянные основы для них юноша выточил в отцовской столярной мастерской. Благодаря ей, кстати, семья мастерит деревянные интерьерные и новогодние игрушки, а также всевозможные артобъекты, которые пользуются огромным спросом далеко за пределами нашей области. По просьбам друзей и знакомых Маликовым пришлось даже создать свою страницу в соцсети, на которую сегодня подписано более 13 тыс. человек.
Начало изготовлению интерьерных игрушек, поясняет отец Александр, положила небольшая композиция «Байкальские домики». По своим воспоминаниям он сделал чертеж, сыновья выточили для нее заготовки, а супруга с дочерьми расписали красками. Сейчас коллекция давно перевалила за несколько сотен. Миниатюрные дирижабли, самолетики, ветряные мельницы, избушки, машинки – семейная фантазия бьет через край.
Помимо изготовления деревянных игрушек матушка недавно приобщилась к лоскутному шитью, отец Александр увлекся изготовлением необычных часов, Мария – картин на основе аппликации, а младшие сестры – рождественских ангелов. Любое новое увлечение в семье Маликовых встречает самое горячее одобрение и поддержку, потому что глава семьи уверен: многодетная семья – это подвиг. Подвиг не в том, что всех детей накормить, напоить и одеть. Главное – самим прожить жизнь так, чтобы, глядя на родителей, дети смогли научиться добродетели.