Скидки: помогают экономить или заставляют больше тратить?
Акции, скидки, программы лояльности, бонусы – возможность заплатить меньше всегда привлекает покупателя. Скидки для нашего личного бюджета могут играть разную роль. Выгодно делать покупки в сезон распродаж, но если увлечься этим занятием, можно потратить больше, чем планировали. Что такое скидки и как правильно ими пользоваться – разобраться поможет консультант по финансовой грамотности портала «Вашифинансы», кандидат экономических наук, доцент Татьяна Колесникова.
Исследования подтверждают популярность скидок. Так, в 2018 году больше половины россиян (50,6%) покупали товары только по акциям. А по итогам первого квартала 2019 года их стало уже 69%. Как поясняют аналитики, популярность режима экономии среди потребителей обусловлена падением доходов россиян. Наибольший потребительский интерес выявлен в fashion-индустрии, сфере товаров для домашних животных, электронике и сувенирах. Без внимания не остаются посещения мест отдыха и развлечений по купонам (по материалам компаний IpsosComcon; Nielsen Россия; Price.ru).
– Начисление милей и бонусов, купоны, кэшбэк за покупку, промоакции, скидки ко дню рождения – маркетинговый ход для привлечения внимания потребителя к бренду, марке, месту продаж, – рассказывает Татьяна Колесникова. – В мировой практике признано, что скидки – самый действенный способ стимулирования продаж. Однако продавцы должны грамотно выстраивать стратегию ценообразования, одновременно завлекая в свои «торговые сети» потребителя и получая прибыль. Но не всегда, как кажется покупателю, эту прибыль продавец получит уже сегодня. С помощью скидок, как правило, корректируется потребительское поведение для увеличения продаж других категорий товаров и услуг. Поэтому покупка со скидкой позволит потребителю сэкономить при грамотной стратегии распределения личного бюджета.
Скидки в нашей стране стали весьма популярны в 1990-е годы в связи с ростом торговых предприятий и их весьма разнообразной ценовой политикой. Рыночные отношения приучили российского потребителя к такому способу стимулирования продаж. И если продавец не предоставляет скидку, то это может «обидеть» современного покупателя.
Сегодня достаточно популярна Гарвардская модель переговоров «win-win», когда у продавца в период распродаж товарных остатков появляются широкие возможности к увлечению потребителя брендом или местом продаж. В этот момент вручаются купоны со скидкой на следующую покупку, выдаются дисконтные карты и т.д. Также в России становятся популярны «черные пятницы», «киберпонедельники».
С ростом рынка электронной коммерции увеличился интерес потребителя к онлайн-ритейлерам. Согласно исследованию Mail.RuResearch и сервиса объявлений «Юла», 85% опрошенных ищут скидки на различных маркетплейсах и в розничных магазинах перед покупкой. По материалам Nielsen Россия, 80% россиян привлекают мобильные предложения торговых сетей и марок. Это весьма удобно: изучение ассортимента, сравнение цен на подобные товары и услуги, скидки за покупки через приложение. Социальные сети также становятся активным инструментом для повышения лояльности, так некоторые бренды начисляют бонусы за репост публикации о продукте или продавце.
Сегодня потребитель любознателен и требователен, говорит эксперт. А покупка товара или услуги со скидкой все чаще воспринимается ни как возможность продавца «слить» залежавшийся товар, а как один из элементов грамотного планирования и расходования личного бюджета покупателя.
На правах рекламы