В Иркутском драмтеатре поставили спектакль «Братья Ч.»
Улыбка Чехова
Увидеть другого Антона Павловича Чехова, не похожего на грустного человека со знаменитого портрета Осипа Браза, можно в новом спектакле Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова. 29 января в день 160-летия писателя на камерной сцене состоялась премьера спектакля «Братья Ч.» по одноименной пьесе современного автора Елены Греминой. Один из трех величайших драматургов в истории театра оказывается молодым человеком с доброй теплой улыбкой, для которого самое главное в жизни – его семья.
– В этой пьесе видна обнаженная душа Чехова, – считает режиссер спектакля Станислав Мальцев. – У меня в планах – работа над произведениями драматурга, и мне сначала хотелось для самого себя очистить от штампов восприятие его личности. Елена Гремина, по ее словам, попробовала реконструировать пьесу драматурга и представить, как бы Чехов написал о самом себе. Конечно, это, прежде всего, художественное произведение – отчасти фантазия на тему, в котором, тем не менее, 80% документального материала – письма, пьесы, рассказы самого Антона Павловича.
В спектакле реальные события из жизни драматурга, растянувшиеся на два года, спрессованы в один летний день. В его основе – факт из биографии Антона Павловича, когда он единственный раз решает жениться по расчету – на богатой невесте Дуне Эфрос, желая спасти своего разорившегося отца и все семейство.
Сценография художника-постановщика Александры Дашевской в спектакле не перегружена деталями. Несколькими штрихами с помощью старинной мебели, качелей, мольберта и рояля в глубине сцены она создала некое творческое пространство – мир, в котором рождались произведения Антона Чехова.
– Помните, как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», и так у каждого художника, благодаря этому биографическому контексту Чехов становится более понятен, – пояснил Станислав Мальцев. – Главная тема в спектакле – отношения в семье, воспитание детей, то, что и меня сейчас очень волнует. Мы видим, из какой сложной семьи вырос великий писатель. Какие огромные усилия, и какой длинный путь к внутренней свободе он преодолел. Кстати, тема свободы сегодня тоже очень актуальна в современном театре. Мы видим, что он многим пожертвовал, а ведь свобода без ограничений невозможна.
В семействе Чеховых – пятеро братьев. Правда на сцене мы видим только троих – Антона и его старших братьев – художника Николая (Александр Братенков) и «самого талантливого», как считает их отец (заслуженный артист РФ Владимир Орехов), Александра (Алексей Лобанов). Каждый из них одарен природой, но писателем мирового уровня почему-то становится только один. Мы видим, как распоряжаются своей жизнью старшие братья, погрязнув в пьянстве и безделье. Антон же не может себе этого позволить, ведь он содержит всю семью и должен работать – писать рассказы в «Осколки». Отец говорит про него: «На Антошу можно положиться. Таланту не дал Господь. А пишет день и ночь…» Но в спектакле возникает письмо литератора Дмитрия Григоровича, в котором тот называет его величайшим писателем современности и просит не размениваться на мелочи, а приберечь свое дарование для более крупной формы.
В спектакле реальные события из жизни драматурга, растянувшиеся на два года, спрессованы в один летний день. В его основе – факт из биографии Антона Павловича, когда он единственный раз решает жениться по расчету – на богатой невесте Дуне Эфрос, желая спасти своего разорившегося отца и все семейство.
– Чехов так и не написал роман, на мой взгляд, это не страшно, ведь в то время крупная форма в литературе уже начала отходить, – считает Станислав Мальцев. – И мне кажется, что время в конце XIX века так темпоритмически сдвинулось, почти как в наши дни, что люди не могли уже так много читать, поэтому малая форма лучше воспринималась. Зато, работая в малой форме, он выработал необыкновенную точность, за которую мы его ценим. И потом, художник-миниатюрист не менее велик, чем монументалист, все дело в уровне.
Кажется, что Антон Павлович не может позволить себе даже любви. Тем не менее его желание связать себя с девушкой из богатой еврейской семьи Дуней Эфрос (Анастасия Шинкаренко) не понимает никто. На сцене мы видим еще один женский персонаж – любовь его юности Наталью Гольден (Надежда Савина, Анастасия Пушилина), которая впоследствии выйдет замуж за Александра и станет матерью известного на весь мир артиста – Михаила Чехова.
В спектакле перед нами предстают сложные взаимоотношения в семействе Чеховых. Мы узнаем о том, что дети в этой семье были часто биты отцом. Тот же очень гордится, что по рождению крепостной, он стал купцом II гильдии и смог дать всем своим детям образование. Когда в семье Чеховых происходит что-то неудобное или неуместное, – принято говорить о погоде.
Впрочем, это не мешает Антону Павловичу искренне любить близких и не терять чувства юмора, а Василию Коневу, который воплотил его образ на сцене, улыбаться, что бы ни происходило.
– Я очень люблю произведения Антона Павловича, поэтому попытался выразить в роли свое ощущение от этого замечательного автора, – отметил Василий Конев. – Он пишет перед смертью «Вишневый сад» и называет пьесу комедией. Вот этот прощальный привет, эту добрую улыбку я и стараюсь воплотить в своем персонаже. Конечно, на мой взгляд, пьеса – это, прежде всего, фантазия драматурга Елены Греминой на тему Чехова. Я не воспринимаю ее как документальное произведение. Для меня эта пьеса про семью. Про то, что каждый человек может избежать чего-то страшного, если будет себя помнить. Помните, как в «Вишневом саде»: «Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя». Если следовать этому совету, мне кажется, можно лучше понять другого человека.
Впрочем, у зрителей этого спектакля тоже есть возможность взглянуть на самих себя и свою семью в контексте истории «Братьев Ч.».