В Усть-Куде разводят племенных овец
Как таджик сибиряком стал
Первое племенное овцеводческое хозяйство в Приангарье вскоре появится в деревне Усть-Куда Иркутского района. Выходец из Таджикистана Бахрулло Раджапов не только возродил в районе овцеводство, но и обрел здесь новую родину.
В советское время тучными овечьими стадами в Иркутской области было никого не удивить. Особенно много держали отар в Усть-Ордынском Бурятском округе и Ольхонском районе. Перестройка не только обрушила налаженную экономику страны, но и перекроила животноводческую отрасль. Держать овец стало невыгодно. Пользующаяся некогда огромным спросом овечья шерсть стала никому не нужна, а разводить баранов лишь ради мяса посчитали невыгодным – проще завести коров. Однако Бахрулло Раджапов решил доказать на деле опрометчивость подобного мнения.
До осуществления мечты осталось совсем чуть-чуть. Чтобы КФХ получило статус племенного репродуктора, в нем должно содержаться не менее 850 породистых животных. Пока таковых 650.
Бахрулло родом из Таджикистана. Он вырос, окончил школу и провел свою юность в деревне неподалеку от Душанбе. Его отец всегда держал помногу овец, из шерсти которых женщины ткали прекрасные ковры и шили теплую одежду. Отслужив в армии и вернувшись на родину, молодой человек застал полную разруху и запустение. В Таджикистане шла война. Ни работы, ни налаженного быта. Чтобы помочь родителям, как многие его соотечественники в то время, Бахрулло отправился на заработки в Россию.
По совету друзей выбрал Иркутск. В первое время снял небольшой домик в деревне Грановщина и занялся закупом мяса, чтобы торговать им на центральном рынке. Вскоре познакомился с Ольгой Гаджиевой, и молодые люди поженились. Отец супруги, так же, как Бахрулло, – таджик, а мать – русская. Через год у пары родился первый сын Алишер, и глава семьи начал подумывать об открытии собственного дела.
Крестьянско-фермерское хозяйство они решили оформить на Ольгу, а Бахрулло в нем стал управляющим. Купили в окрестностях деревни Усть-Куда четыре пая земли, доставшихся бывшим колхозникам после развала коллективного хозяйства, и почти год расчищали участок от подросших сосенок и берез. Затем, заручившись поддержкой регионального министерства сельского хозяйства, приобрели племенных овец.
– Это был стратегически выверенный ход, – поясняет Бахрулло. – Я знаю немало хозяйств, купивших животных, но не имеющих ни пастбищ, ни строений, которые в итоге были вынуждены забивать хорошую скотину, и разорялись. Мы же вначале на свои средства построили две просторных овчарни, на 600 голов каждая, сделали ограждение, засеяли поля кормовыми травами, а потом подготовили бизнес-проект, который защитили в министерстве.
В проекте фермер представил подробный план по созданию в Усть-Куде племенного репродуктора. Выбор сделал на разведении эдильбаевской породы овец. Именно их когда-то разводил его отец в родном Таджикистане. А почитав литературу, Бахрулло понял, что и в Сибири эта порода будет наиболее оптимальной для разведения и содержания.
Эдильбаевцы – курдючная порода овец, полученная селекционным способом более 200 лет назад в западном Казахстане. Порода мясосальная, с минимальным содержанием жира, который животные откладывают в курдюке. Большой популярностью она пользуется благодаря неприхотливости и высокой адаптации к различным климатическим условиям, поскольку привычна к засухе и не менее стойко выдерживает морозы. Даже при скудном подножном рационе животные нагуливают солидную массу. Взрослые бараны набирают вес до 120 кг, а матки около 70. Вес они набирают очень быстро уже с рождения: в день ягненок способен увеличивать массу на 100 граммов. Порода отличается большой скороспелостью: четырехмесячный ягненок уже полностью готов к забою.
Вкусное диетическое мясо – не единственное достоинство эдильбаевцев. Их шерсть идет на изготовление ковров и шерстяных полотен, а молоко ценится за жирность и богатый химический состав. В год одна овцематка способна дать до 185 литров вкусного и полезного молока, жирность которого позволяет производить деликатесную кисломолочную продукцию и сыры.
220 четырехмесячных ярочек Бахрулло купил на Алтае в хозяйстве Гукова. Выбирал придирчиво, даже ветеринара-зоотехника Александра Михайлова с собой взял. Баранов приобрел через год, перед спариванием, их закупали уже в другом месте, чтобы избежать инбридинга (близкородственного кровосмешения). После минсельхоз возместил хозяину половину стоимости племенных животных, и началась каждодневная работа: кормление, купание, стрижка, прививки, бонитировка (отбор), выбраковка стада…
– Да, все необходимые условия мы соблюдаем строго, – подтверждает фермер. – Для нас ведь самое главное – конечная цель: создание племенного хозяйства, которое будет реализовывать породистых животных другим фермам.
До осуществления мечты осталось совсем чуть-чуть. Чтобы КФХ получило статус племенного репродуктора, в нем должно содержаться не менее 850 породистых животных. Пока таковых 650. Маточное поголовье – около 900. В течение четырех лет, рассказывает Бахрулло, они продают баранчиков на мясо. С реализацией, хвалится, проблем нет. Их баранину с удовольствием покупают кафе халяль, множество которых сегодня открыто в Иркутске, приобретают животных также во время проведения мусульманских праздников. Значительно увеличились в КФХ и посевные площади.
– У нас в собственности около 100 га, – рассказывает Бахрулло. – Недавно еще взяли в аренду 70 га пашни, чтобы сеять там зерновые. Пока сами заготавливаем сено и солому, а зерно приходится покупать у других фермеров. Хотим полностью стать самодостаточными, чтобы ни от кого не зависеть.
Свое право на таковое они уже доказали, победив в конкурсе «Лучший овцевод», который впервые прошел в Иркутском районе в прошлом году. Из всех участников лишь КФХ Ольги Гаджиевой набрало 100 баллов. Жюри единодушно отметило устойчивый прирост поголовья и отсутствие падежа. В прошлом году здесь и впрямь был достигнут своеобразный рекорд: от 460 овцематок получили 521 ягненка. Некоторые овцы принесли по двойне. Нынче, в марте, ждут гораздо более богатого приплода.
На просьбу поделиться секретами успеха Бахрулло поясняет:
– Просто я очень люблю свою работу и стараюсь выполнять ее безупречно. Помогают мне в этом ответственные и надежные работники – тоже мои земляки, на которых я всегда могу положиться.
А на вопрос, не думает ли вернуться в Таджикистан, заявляет твердо:
– Я живу в Сибири уже 20 лет, здесь моя семья, родились и выросли дети. Эта земля для меня стала новой родиной, потому что здесь я нашел свое счастье.