Анатолий Дмитраков: Считаю, что художник – не просто мастер, а философ, психолог, теоретик
Энергетические кружева Анатолия Дмитракова
Муза иркутского художника Анатолия Дмитракова обитает на стыке философии, психологии, науки и искусства. Являясь выпускником Иркутского художественного училища, автор не стал прямым наследником так называемой иркутской школы, а выбрал не простой, но при этом свой собственный путь, результатом которого стала целая методика развития творческих способностей человека – «Биолектика».
Недавно в областном краеведческом музее состоялась персональная выставка художника и преподавателя Анатолия Дмитракова «Поворот на оборот». На ней он представил более 50 живописных, графических и скульптурных композиций за более чем 20-летний период. О своей концепции он рассказал газете «Областная»:
– Для меня творчество – это разговор с пространством, цветом и геометрией окружающего мира. Некоторые мои работы несут в себе математический взгляд, другие – световое излучение, третьи формируют пространство моих наблюдений через свето-цветовое решение, четвертые строят модель жизни и показывают разные способы конструкции мира. Я стараюсь все время экспериментировать, анализировать, искать новые подходы к изображению и самовыражению. Считаю, что художник – не просто мастер, а философ, психолог, теоретик.
– Анатолий Николаевич, расскажите, как сложился ваш творческий почерк?
– Я шел к этому всю жизнь. Мой отец-столяр учил меня работать с природным материалом. Я рисовал с раннего детства, а с третьего класса стал играть в школьном театре. В поселке Листвянка учился и работал по специальности «рулевой моторист» в порту «Байкал». Ходил по озеру на судне. Потом получил специальность киномеханика, которая помогла мне понять систему светового излучения. В Братске восемь лет был актером в народном театре «Трубадур» у режиссера Константина Магидина. В 1990-м году окончил Иркутское художественное училище. Моим преподавателем был Владимир Соколов, который старался раскрыть творческую индивидуальность своих учеников. В итоге я пришел к тому, что художник – это инженер творческого мышления, который моделирует жизнь через свет, линию, форму в пространственной среде. На третьем курсе я начал развивать собственную философскую концепцию творчества, которою назвал «Этика белого солнца». С 1993 по 2001 годы преподавал этот предмет в иркутской школе № 19, впоследствии мне пришлось изменить название на «Язык цвета и линии».
– Чему вы учили детей?
– Когда мы с моими единомышленниками, композитором Дечебалом Григоруцэ и кандидатом наук Ольгой Довченко, стали описывать эту систему, то выделили в ней 16 ступеней развития и назвали ее «Биолектика». Метод учит видеть и слушать природу, анализировать способы развития естественных объектов и синтезировать процессы развития искусственных объектов, которым дает жизнь человеческая фантазия. Во время работы с методикой мы взаимодействуем с четырьмя стихиями: воздухом, водой, огнем и землей. В нашей системе синий цвет несет информацию, желтый – энергию индивидуума, зеленый – жизнь природы и человека, а красный – действие. Чтобы понять язык цветограмматики, необходимо использовать цвет, и тогда можно будет понять, через какой канал в большей степени работает человек, что он хочет транслировать миру в своих произведениях.
– А что такое линия?
– Это прямая, которая показывает путь движения, мы изменяем ее, рассуждая. Соединение линии и цвета формирует драматургию действия. Сегодня творец использует три языка. Он работает через технологию – материал, цвет и свет – чувства, а линия – инженерия, математика. На стыке этих трех составляющих и возникает творчество.
– Где вы преподаете?
– У меня своя творческая лаборатория прикладного дизайна «Карандаш».
– Там вы учите изобразительному искусству?
– Я бы сказал, что мы вместе учимся выражать свое творческое мышление, рассуждая, ведь благодаря «Биолектике» дети начинают иначе чувствовать пространство, объем, выражать себя в движении, проживать свои творческие идеи. А они у нас у всех есть, просто языки разные. Кто-то выражает их в слове, в звуке, в материале. Мы все творцы по сути своей. Но есть люди, которые живут на стыке логики и чувств, и они, как челноки, проводят человека от материи к душе. И тогда мы можем стать духовно выше, увидеть глубже, познать себя, стать настоящими творцами и научить человека творчески подходить к делу, чтобы он в любой отрасли мог быть художником.
– Что послужило вдохновением для триптиха «Энергетические кружева»?
– Это работа о Байкале. Когда я был в Утулике, мне захотелось посмотреть на озеро не просто как на красивый пейзаж, а постараться прочувствовать, как оно дышит, что происходит с ним в энергетическом плане. Я долго всматривался и вслушивался в него и понял, что оно играет, создает определенные ритмы и структуры. Тогда на привычный пейзаж я наложил некую матрицу – четыре треугольника и энергетическое гнездо, из которого идет это движение. В полотне, которое в центре над Байкалом, зависли гигантские песочные часы и двери – порталы вхождения в наш мир. Рядом, на фоне озера, его энергетический блок.
– В ваших произведениях часто возникает образ «Черного квадрата».
– И это не случайно, его образ действительно волнует меня. Ведь первыми почувствовали и прониклись космосом Малевич, Кандинский, Лисицын и другие художники-авангардисты. Они осознали, что время меняет событие. И по сути, черный квадрат – это окно в будущее. Ученики моей студии постарались открыть это окно, внесли белый, синий цвета, распахнули пространство. Все потому, что дети не скованы рамками, они способны жить для будущего.
– С ребятами какого возраста вы сейчас занимаетесь?
– Недавно я набрал группу детей от четырех до шести лет. Предыдущие ученики выросли и разлетелись по миру. Сейчас можно сказать, что мы играем с малышами в песочнице. Я создаю для них игрушки, сказки, мы изучаем мир. Они такие смелые, творческие и свободные. На уроке я чувствую себя не учителем, а режиссером, наверное, сказывается мое театральное прошлое. Я всегда исхожу из предлагаемых обстоятельств – настроения детей, их состояния.
– На выставке вы представили не только картины, но и деревянные скульптуры.
– Для меня скульптура – это игра в форму мысли, конструктивное сложение, возвращение в детство. Работа «Джазмен» изображает ритм музыки. Скульптура «Бегущий» вырывается из квадрата – показывает образ нашего движения по жизни. А «Художник» из кубиков создает собственную модель жизни, как и я. Есть работы другого плана – «Симург», «Восхождение», «Лошадь». Они выполнены из цельных кусков древесины, в которые врезаются металлические детали, точно так же, как мы, люди, своими технологиями врезались в живое тело природы.
– На открытии выставки вы предстали в необычном образе – белом кителе и фуражке…
– Когда я работал над «Этикой белого солнца», у меня возник образ капитана космического корабля, который становится проводником новых знаний. С тех пор он один из моих любимых.