12.02.2020 11:09
Рубрики
Общество
12.02.2020 11:09

Бесконтрольный выпас скота стал причиной выхода хищника к людям

Приманка для волка

В Иркутской области по итогам 2019 года численность волков превысила 5,5 тыс. особей, хотя по нормам, высчитанным учеными, должна быть в пределах 2 тыс.

– Цифры говорят – у нас стабильно тяжелая ситуация с волком, – признался заместитель областного министра лесного комплекса Степан Пересыпкин. – Угроза велика там, где население не выполняет элементарных правил защиты от хищника. Во многих населенных пунктах, особенно в степных районах, в том же Усть-Ордынском Бурятском округе, крупный рогатый скот и лошади круглогодично пасутся на полях. Безо всяких пастухов. Естественно, это настоящая приманка для волчьей стаи. Нынешняя зима малоснежная, это и спасает. Волки находят пропитание в тайге и не выходят на степные участки.

Министерство лесного комплекса принимает меры для уменьшения волчьей численности, хотя в последние годы это делать все сложнее. Раньше существовало два простых и верных способа для их уничтожения. Первый – это фторацетат бария. Примерно 60% волков добывалось с помощью этого яда. А еще 30% – благодаря ногозахватывающим капканам. Но оба эти средства признаны не гуманными и исключены из обращения. Остается лишь один – ружейная охота. Но выследить и взять на мушку волка – этими навыками сейчас редко кто владеет. Можно охотиться загоном. Здесь шансов больше. Но, во-первых, это удовольствие достаточно дорогое, а во-вторых, сложное.

В Иркутской области, как утверждают специалисты, у волка нет любимых мест обитания, он равномерно распределяется по всем районам. В последнее время репутацию ему стали портить одичавшие собаки, расплодившиеся в большом количестве в сельской местности. На чей счет отнести задранную овцу, трудно понять. По следам они практически схожи. А стрелять собак закон не разрешает.

Введение в последние годы премий за отстрел волков, конечно, способствует  снижению численности хищников. Но ненамного. За год добывают примерно по полтораста штук. За каждую сданную шкуру платят по 20 тыс. рублей, независимо от размера. На этот год, как и прежде, из бюджета выделено 3 млн рублей.

Шкуры можно было бы пускать на какие-нибудь поделки, но они не имеют товарного вида, – объяснил Степан Пересыпкин. – Большинство охотников не обладают навыками, как правильно снять шкуру, как ее сохранить. Приходится утилизировать.

Сейчас регулировкой численности хищников занимаются, как правило, штатные охотники на закрепленных охотничьих угодьях. Министерство лесного комплекса решило привлечь к этому и охотников-любителей, которых в области насчитывается свыше 90 тыс. Уже подготовлены поправки в закон «Об охоте в Иркутской области», предусматривающие поощрения для таких охотников в виде получения без проволочек лицензий на добычу копытных животных или пернатой дичи.