Использовать с толком лесное богатство
Как эффективнее использовать лесные ресурсы? Этой теме депутаты Заксобрания посвятили правительственный час январской сессии.
Мы не знаем, чем владеем
Как сообщил и.о. зампредседателя областного правительства Теймур Магомедов, лесная промышленность в регионе представлена лесозаготовкой, деревопереработкой и целлюлозно-бумажным производством. На сегодняшний день в области зарегистрировано порядка 2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса. Из них 1200 занимаются заготовкой древесины и 800 – ее переработкой. Объем отгруженной продукции ежегодно растет и составил в прошедшем году 181 млрд рублей, что на 9% выше 2018 года. Причем более 80% – продукция с глубокой степенью переработки.
Деятельность лесопромышленного комплекса имеет экспортно-ориентированную направленность. Практически 90% целлюлозы и больше половины картона идет за рубеж. За последние пять лет в Иркутской области удалось поднять налоговую отдачу с одного кубометра древесины с 94 до 289 рублей, что позволило увеличить доходы бюджета от лесной отрасли до 10 млрд рублей.
Лесовосстановление на протяжении многих лет воспринималось арендаторами как некая обуза, от которой необходимо любыми путями уклониться. Составлялись фальшивые акты якобы уничтоженных огнем или кабанами лесопосадок. В настоящее время выявляются десятки преступных групп, ведущих незаконную рубку древесины.
Созданы условия по стимулированию лесопромышленного комплекса. Но несмотря на широкий набор поощрительных мер, в области реализуется только четыре приоритетных инвестиционных проекта и шесть региональных. По реализованным проектам объем инвестиций составил более 95 млрд рублей, создано примерно полторы тысячи рабочих мест.
По словам Теймура Магомедова, во многом мешают работе лесопромышленного комплекса устаревшие данные лесоустройства. Начиная с 2008 года, эта работа не проводилась из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета. Большая часть лесов проходила обследование более 20 лет назад.
– Мы не знаем, чем владеем, – отметил он. – Два года назад совместно с Рослесхозом договорились поэтапно выходить из ситуации и в течение трех лет завершить работу по лесоустройству. Сумели войти в федеральный проект «Сохранение лесов» и получили 350 миллионов рублей, которые полностью использованы. В свою очередь и область выделяет 230 миллионов рублей. Они будут направлены на обследование лесов в Заларинском, Черемховском, Зиминском, Тайшетском и Баяндаевском лесничествах, где данные наиболее устаревшие.
Одна из насущных задач – выйти к 2024 году к стопроцентному лесовосстановлению. Сейчас оно составляет чуть более 72%. Необходимо компенсировать новыми посадками вырубки и пожары. Для этого потребуется расширить сеть лесопитомников и создать лесосеменной центр.
Не разбегутся ли сотрудники?
Отвечая на вопрос Андрея Маслова: как идет подготовка к пожароопасному сезону, Теймур Магомедов сообщил, что разработаны три варианта борьбы с лесными пожарами. Первый предусматривает меры пожаротушения в весенние месяцы, когда возгорания провоцируют палы сухой травы, второй – когда пожары перемещаются в центральные и северные районы области, и третий – на осенний период, когда возгорания идут на спад. Он заверил, что в области достаточно средств пожаротушения, и упор надо сделать на разъяснительную работу с населением, привлекая к этой задаче волонтеров.
Депутат Роман Габов отметил, что хотя лесхозы являются главной силой, противостоящей пожарам, на протяжении последних лет они недофинансировались. «Не разбегутся ли сотрудники из-за несвоевременной выплаты зарплаты?» – спросил он. Как заверил Теймур Магомедов, задолженность действительно была, но сейчас она ликвидирована. Ликвидируется также и практика зарабатывания денег с помощью санитарных рубок,
– Санитарные рубки по сути планово-убыточные мероприятия, на них нельзя заработать. Вместо них шла рубка деловой древесины. Сейчас мы переориентируем лесхозы с санитарных рубок на лесовосстановление. По нынешнему законодательству владельцы ЛЭП, нефте- и газопроводов, а также других объектов должны компенсировать вырубку лесов его восстановлением в других местах. Этим и займутся лесхозы.
Как отметила в своем выступлении вице-спикер Ольга Носенко, использование колоссальных лесных ресурсов не приносит региону больших дивидендов. В той же Финляндии, располагающей впятеро меньшими запасами лесного фонда, доход от лесной отрасли составляет почти 15 млрд евро, что сопоставимо с ВРП всей Иркутской области.
– Безжалостная эксплуатация лесных ресурсов, незаконные рубки, криминал, лесные пожары привели к тому, что доля доходов областного бюджета от лесного комплекса сегодня в шесть раз ниже, чем 30 лет назад: 5% против 35. Кроме того, низкая плата за использование лесных ресурсов не стимулирует участников рынка заниматься глубокой переработкой, – подчеркнула Ольга Носенко.
По ее мнению, необходимо поднять плату для всех арендаторов за пользование лесными ресурсами в регионе до 300 рублей за кубометр. что принесет дополнительный доход бюджету 10–12 млрд рублей. К тому же это будет стимулировать предприятия, включенные в инвестпроекты, на глубокую переработку древесины.
Как рассказал заместитель областного прокурора Роман Шергин, лесовосстановление на протяжении многих лет воспринималось арендаторами как некая обуза, от которой необходимо любыми путями уклониться. Составлялись фальшивые акты якобы уничтоженных огнем или кабанами лесопосадок. В настоящее время выявляются десятки преступных групп, ведущих незаконную рубку древесины.
Завершая обсуждение, председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов озвучил рекомендации областному правительству. Первое –взять на контроль реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Второе – организовать проведение мероприятий по лесоустройству, а также актуализировать Лесной план Иркутской области, лесохозяйственные регламенты в связи с изменением площади земель лесного фонда. Еще одна рекомендация – принять меры, направленные на увеличение объемов глубокой переработки древесины на территории Иркутской области на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины, обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную и малоценную древесину, развитие и поддержку внутреннего рынка лесобумажной продукции.