Законы о школьном питании
Муниципальный час, включенный в повестку январской сессии Законодательного Собрания, был посвящен организации бесплатного питания и доставки к месту учебы школьников в муниципальных образованиях.
Как рассказала председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова, в прошлом году по поручению председателя ЗС Сергея Сокола депутаты инициировали шесть законопроектов, направленных на расширение бесплатного питания в школах области. Согласно принятым областным законам с 1 сентября 2019 года предоставляется бесплатное двухразовое питание детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а с 1 января текущего года – и детям-инвалидам. На пострадавших от паводка территориях бесплатное питание организовано для всех учащихся.
В настоящее время в области бесплатным питанием обеспечиваются более 78 тыс. школьников из малоимущих и многодетных семей, на что из бюджета выделяется свыше 1,2 млрд рублей. Также бесплатное питание в школах получают 14,7 тыс. детей с ОВЗ, более 18 тыс. детей из пострадавших в результате летнего наводнения территорий и более 2 тыс. детей-инвалидов.
По мнению Ирины Синцовой, следующая задача, которая стоит перед депутатским корпусом, – рассмотреть возможность обеспечения всех учеников начальных классов области бесплатным питанием уже с 1 сентября 2020 года. К этому времени, по данным областного министерства образования, их численность возрастет с нынешних 141 тыс. до 143 тыс. человек. Питание будет осуществляться на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Уже в этом году оттуда должно поступить 500 млн рублей.
В ходе обсуждения поднимались вопросы увеличения штатов работников школьных столовых, обновления их оборудования, а также устройство пищеблоков в малокомплектных школах, которые в своем большинстве их не имеют.
По словам председателя думы Усольского района Надежды Глызиной, с увеличением стоимости питания, которого удалось добиться при поддержке регионального парламента, становится более разнообразным и меню. Необходимо решать вопрос о подготовке соответствующих кадров.
Депутаты рекомендовали областному правительству проработать возможность предоставления субсидий за счет средств областного бюджета муниципалитетам для улучшения материально-технического оснащения школьных столовых.
В ходе муниципального часа был поднят также вопрос организации безопасного подвоза детей в школы. Председатель думы Иркутского района Петр Новосельцев рассказал, что в районе насчитывается 99 автобусов, но только три школы располагают теплыми гаражами. В текущем году необходимо заменить 18 транспортных средств. Рабочий день водителя продолжается с раннего утра до позднего вечера, но в штатном расписании не предусмотрены водители на подмену.
Этой же темы коснулась в своем выступлении зампредседателя комитета по социально-культурному законодательству Ольга Безродных. По ее словам, срок эксплуатации школьных автобусов ограничен десятью годами. К этому рубежу подошли уже семь автотранспортных средств в Заларинском районе, два – в Зиминском и один в Саянске.
– Но они не включены в программу приобретения школьных автобусов на 2020 год. Как при этом отношении можно гарантировать безопасность доставки учеников в школу, – отметила депутат.
В Иркутской области бесплатным питанием обеспечиваются более 78 тыс. школьников из малоимущих и многодетных семей, на что из бюджета выделяется свыше 1,2 млрд рублей.
На ее взгляд, требует пересмотра и сам принцип приобретения автобусов:
– Сошлюсь на пример Саянска, входящий в мой избирательный округ. Для перевозки 30 детей используются два автобуса вместимостью 22 человека. Их обслуживают два водителя. Не проще ли было использовать вместо них один 34-местный автобус. Экономия по году составила бы полмиллиона рублей.
На строительство теплых гаражей для автобусов обратила внимание депутат Галина Кудрявцева:
– Теплый гараж – это исправный автобус, что гарантирует безопасность детей. Но всегда ли следуют этому правилу? Приведу только один пример: в Хомутово строится школа, но проектом никаких гаражей в ней не предусмотрено, хотя, как вы помните, мы принимали решение: каждая новая школа должна иметь теплый гараж для автобусов.
В своих выступлениях участники муниципального часа говорили о низких зарплатах водителей автобусов. По Иркутску, например, она составляет всего 18 тыс. рублей, что, конечно, не привлекает людей садиться за руль при высокой ответственности за жизнь маленьких пассажиров.
Еще одна проблема – отсутствие должности сопровождающего, без которого невозможна перевозка школьников. Их роль зачастую выполняют учителя. Доставив учеников, они должны вести еще уроки, к тому же работая, как правило, на полторы ставки. Предлагалось ввести в штат воспитателя, который бы выполнял эту функцию.
В резолюции, принятой по итогам обсуждения, депутаты рекомендовали ускорить разработку проекта закона, регулирующего порядок компенсации расходов школ на организацию бесплатной перевозки учеников. Рекомендовано было также совместно с федеральной службой по труду и занятости рассмотреть вопрос о включении должности сопровождающего при перевозке школьников в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.