Тулунская трагедия в объективе
Безжалостная стихия, которая уносила дома и отнимала человеческие жизни. Наводнение в Тулуне – каким оно было? Как переживали трагедию жители? Выставка «Хроника большой воды» открылась в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея. Она собрала уникальные снимки иркутских фоторепортеров, которые работали на месте ЧС. В минувшие выходные экспозицию посетил врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев, который высоко оценил значение проекта.
– Человеческая память, к сожалению, коротка, но о таких трагедиях нельзя забывать, и эти фотографии будут служить нам напоминанием, ведь часто именно такие пронзительные снимки помогают задуматься о самом важном, – отметила заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина. – Эта беда стала еще и лакмусовой бумажкой, которая проявила личные качества жителей Тулуна и тех, кто устремился им на помощь.
На выставке можно увидеть около 40 снимков, на которых запечатлены разные периоды трагедии – вот большая вода прибила к мосту жилые дома, рядом – затопленные пятиэтажки, на другом снимке – лицо пожилой женщины исполнено глубокой печали. И каждый из этих кадров – бесценное свидетельство истории.
– Мы свидетели того, как сиюминутное событие становится историей. Ведь если раньше историю писали летописцы, то сегодня создают журналисты, – отметил главный редактор газеты «Областная» Дмитрий Люстрицкий. – Наше издание стало оператором этого проекта. Впервые он был представлен на фестивале «Байкальская пресса». Помимо авторов нашей газеты – Алексея Головщикова и Андрея Федорова – свои снимки для него предоставили фотографы других иркутских СМИ: Татьяна Глюк, Яна Ушакова, Андрей Семакин и Кирилл Шипицин. Важно, что благодаря министерству культуры и архивов региона и музею эта выставка станет передвижной и будет показана по Иркутской области.
Героями выставки стали те, кто обычно остается за кадром. Вернее, терпеливо фиксирует происходящее. И почти всегда зрители видят только результат – удачный снимок, но даже не представляют себе, что порой приходится пережить автору, чтобы сделать этот кадр.
– Я приехал в Тулун на второй день после наводнения, и мне пришлось добираться в город по пояс в воде, потому что дорогу размыло, – рассказал Кирилл Шипицин. – Словом, я застал весь этот ужас, когда дома были затоплены по третий этаж, а в окнах сидели люди и боялись покинуть свои квартиры. Катастрофа привлекла мародеров со всех окрестных городов. Ночью звучали выстрелы – люди охраняли свои дома. Я сам это слышал.
На другом фото Кирилла Шипицина в одном из многоквартирных домов затоплен первый этаж. Из воды видно только табличку с название улицы. Вокруг плавает мусор.
– Мы плыли на лодке, а дорожные знаки торчали возле нас из воды, – вспоминает Кирилл Шипицин. – Кстати, тулунчане, которые во время трагедии рыбачили и были в лодках, начали первыми спасать людей, потому что спасатели сначала тоже оказались отрезаны от места трагедии.
– Я на большую воду не попал, зато сполна окунулся в людское горе, – рассказал Андрей Семакин. – Приехал в Тулун с волонтерами на один день, в итоге два дня ночевал на полу в спортзале. За это время много где побывал, в том числе и в детском саду, куда весь коллектив пришел убираться. Я спросил у директора: «А зачем вы все здесь, ведь у многих затопило дома?», и она ответила мне: «Нельзя им сейчас поодиночке, тут они все вместе и заняты делом, а стало быть, и горевать некогда». Там было много страшных кадров. Например, на одном из них воспитатели выбрасывают детские игрушки из окна.
На выставке есть фото из этого детского сада, где на обочине стульчики выстроены в ряд. На другом снимке Андрея Семакина – детское лицо в окне автобуса. С другой стороны стекла к нему прильнула мать.
– Этот кадр был сделан, когда тулунские дети поехали отдыхать в оздоровительные лагеря, многие из них впервые выезжают из города, поэтому сцена расставания вышла особенно трогательной, – пояснил Андрей Семакин. – Вот на другом снимке две семьи – две сестры с мужьями, у которых на двоих пятеро детей. У них тоже водой разрушило дома. Я сам был в доме, который полностью был затоплен водой, и впечатления, честно говоря, ужасные.
Стоит ли говорить, что люди пережили настоящий шок. Многие из них до сих пор не могут осознать, что произошло. Одна из жительниц Тулуна – Екатерина Коробейникова – на фотоснимке Алексея Головщикова увидела место, где раньше стоял ее дом.
– Мы выскакивали в два часа ночи из домов и не могли сообразить, что с собой взять, потому что свет выключили, темнота вокруг, все кричат, – вспоминает она. – Нам было не до вещей, успели схватить только документы. Вроде столько времени прошло, но я не могу до сих пор все это проанализировать, потому что был страх и ужас, люди не знали куда бежать. Все поднимались в гору, потому что был сумасшедший поток воды, который смывал все на своем пути. В пять часов утра ни нашего дома, ни дома нашей тети уже не было. Я удивляюсь, как мост уцелел. Ощущения были ужасные, помню, плывет двухэтажный особняк, как картонная коробка, и видно в окна – висят люстры и стоят детские кроватки. Страшно.