На Ольхоне впервые прошел международный фестиваль Olkhon Ice Fest
Ювелиры байкальского льда
Орлы, змеи, драконы, кони, русалка с нерпой, огромное сердце, Будда в шаре и даже дедушка Байкал с внучкой Ангарой в скале – и все это изо льда. На Ольхоне впервые было организовано новое мероприятие в рамках Зимниады – международный фестиваль Olkhon Ice Fest. На Байкал съехались мастера из Москвы, Барнаула, Иркутской области и Монголии, которые подарили местным жителям и гостям настоящий праздник изящества застывшей воды.
«Лед – это жизнь» – под таким девизом проходил с 22 по 24 февраля международный фестиваль на острове Ольхон. Как рассказал организатор мероприятия Семен Майор, Olkhon Ice Fest состоялся благодаря тандему его туристической компании и французского менеджера Филиппа Дютей, который выступил продюсером фестиваля.
– Пять лет назад я в первый раз побывал на Байкале, – вспоминает француз. – Особенно меня поразила скала Шаманка. Мне хотелось приезжать сюда снова и снова, чтобы понять для себя, почему это место обладает некой мистикой. Уже в двенадцатый раз приезжаю сюда. У меня появились друзья, с некоторыми из них родилась идея организации фестиваля ледовых скульптур. Я решил инвестировать в проект, потому что уверен: эта территория обладает огромным потенциалом.
По словам Семена Майора, была проделана огромная подготовительная работа, чтобы фестиваль стал праздником для местных жителей и гостей. Ледовый городок строился несколько дней. В центре разместился лабиринт, ставший популярным среди детей. На его возведение ушло двое суток. Пять дней организаторы потратили на установку горки с подсветкой для детей. По периметру расположились юрты, где можно было погреться и выпить чаю, а также конкурсные работы и ледяные фигуры, вырезанные гостями фестиваля.
Например, на Ольхон приехал известный скульптор Даши Намдаков, который тоже попробовал свои силы в создании ледяных произведений искусства. Надо признать, рука мастера готова работать с любым материалом, даже таким хрупким. За несколько часов художник создал свой новый шедевр – лицо девушки. Посетители фестиваля назвали его работу «Смотрящая вверх».
Между тем конкурс ледовых скульптур начался еще 16 февраля. Для участия были отобраны лучшие мастера – всего девять команд. Три группы приехали из Монголии, одна представляла Барнаул и Москву, пять команд были из Иркутска, Шелехова, Утулика, Усолья-Сибирского и Свирска.
– Тема фестиваля стала и темой конкурсных работ, – отметил арт-директор мероприятия Евгений Тимкович. – Мы не хотели ставить мастеров в какие-то рамки, ограничивать свободу творчества сюжетом или этнической линией, чтобы скульпторы могли проявить себя каждый по-своему.
В течение нескольких дней на Байкале мастера плели ледяные кружева, как они сами выражаются. Фигуры получились утонченные, с тонкими ажурными деталями. Взять к примеру, скульптуру «Освещающий путь» шелеховчанина Алексея Тугаринова, которому присудили второе место в конкурсе. У орла, взлетающего в небо, прорисовано каждое перышко, а крупные капли, ударяющиеся о воду и оставляющие круги, настолько правдоподобно выглядят, что хочется подойти, потрогать и убедиться в реальности происходящего. Динамика, застывшая во времени, сквозила в каждой работе. А солнце, двигаясь на запад, открывало новые грани скульптур.
– Так получилось, что работы разделились на два стилевых направления, – продолжил Евгений Тимкович. – Одни мастера работали с заготовкой льда, который им предоставили организаторы. Другие решили использовать в работе то, что дает природа. Например, торосы, проходящие сквозь лед. Известный скульптор из Барнаула Александр Парфенов, увидев красивейшие сталактиты на скалах, вырезал из них дедушку Байкал и его внучку Ангару. Никто в мире ничего подобного не делал. Возможно, сформируется новое направление в искусстве. Мы назвали его «ледопластикой» по аналогии с корнепластикой, когда скульптура изготавливается из природного дерева.
А победила в конкурсе работа Дашбалджира Церенбата из Монголии «Молодая королева», изображающая девушку-монарха с прирученными дикими зверями. У гепарда, кстати, было прорисовано каждое пятнышко на теле. Многих посетителей удивила композиция Романа Веснина (Свирск) под названием «Нирвана», которую венчал большой шар с Буддой внутри. Никто из гостей не мог понять, как мастеру удалось это сделать.
– Это барельеф внутри, – выдал секрет своего коллеги технический директор фестиваля Олег Медведев. – Его выпиливают с одной стороны, потом он заполняется снегом и получается такой эффект. Человека очень сложно сделать, но ребята справились.
Правда, призового места не получили. Профессиональное жюри судило работы по нескольким критериям, учитывая не только техническую сторону. Так, третье место занял житель Утулика Виталий Чантурия с философской работой «Течение времени», которая напоминала посетителям ледового городка, что век этих удивительных творений короток. Месяц-два и они растают.
– На самом деле это и завораживает, – отмечает Олег Медведев. – Нынче мы сделали такую красоту, потом она растает, а в следующем году мы опять будем работать с той же субстанцией.
– Остаются фотографии, – добавил Евгений Тимкович. – Кроме того, лед позволяет нам непрерывно творить, создавать новое. Не заставлять пространство работами, а непрерывно его обновлять. Сейчас и время другое – очень динамичное, насыщенное событиями. Мне кажется, лед созвучен с ним.
Организаторы планируют проводить фестиваль Olkhon Ice Fest ежегодно, поскольку он вызвал огромный интерес у местного населения и гостей Ольхона. В первый день, 22 февраля, ледовый городок посетило около 800 человек. 23-го числа на площадке было не меньше людей, поскольку фестиваль дополнили различные соревнования (районные турниры по хоккею, валенкоболу, разбиванию хребтовой кости). Последний день организаторы решили совместить с праздником белого месяца – Сагаалганом. Были песни и танцы этнических коллективов, различные конкурсы, мастер-классы и, конечно же, совместное исполнение танца-хоровода Ехор. В завершение фестиваля коллектив «Шанахи» порадовал гостей незабываемым фаершоу.