Заторы на пути бюджетного финансирования

Областная КСП представила на рассмотрение комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Тимура Сагдеева итоги двух проверок расходования бюджетных средств.

 

Муниципалитеты не успевают освоить деньги

Аудиторы проанализировали оплату проектных работ и услуг по проведению строительной экспертизы начиная с 2016 года. Было отмечено нарушение сроков подготовки проексатно-сметной документации и проведения строительной экспертизы, низкое качество ПСД.

Уже не первый год КСП отмечает застарелую болезнь: из-за позднего выделения финансовых средств муниципалитеты не успевают их освоить. Как можно было освоить 6 млн рублей субсидии на разработку проектной документации на строительство пешеходного моста в поселке Михайловка Черемховского района, если они были перечислены за два месяца до конца года?

Аудиторы информируют областное правительство, что муниципальные образования попали в патовую ситуацию. Условием их включения в областную госпрограмму является наличие проектной документации и положительных заключений государственной экспертизы на возводимые объекты. Они вкладывают деньги, и деньги немалые, в подготовку нужной документации, но тем не менее не всегда включаются в госпрограмму. По мнению аудиторов, целесообразно изменить нынешний порядок: сначала включать объект в госпрограмму, а потом уже вести проектирование.

Проверка показала, что по ряду объектов функции заказчика выполняли муниципальные бюджетные учреждения. Согласно Градостроительному кодексу РФ, заказчик должен осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов и т.д. Отсутствие в учреждениях специалистов, способных квалифицированно исполнять указанные функции, может негативно сказаться на качестве отбора подрядчиков и исполнения контрактов.

Аудиторы напомнили, что на заседании Совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области областному правительству было рекомендовано рассмотреть возможность создания «проектного офиса» для оказания помощи муниципальным образованиям, в которых нет соответствующих специалистов. Как показала проверка, такой «проектный офис» до сих пор не создан.

Члены комиссии приняли решение поручить Контрольно-счетной палате провести анализ и выявить факты дробления крупных контрактов на более мелкие. По их мнению, это приводит к нарушению конкурентоспособности процедуры.

 

Почему не растут стипендии?

На обсуждение парламентариев были также вынесены итоги проверки эффективности расходования средств областного бюджета, выделенных в 2018–2019 годы на подпрограмму «Развитие профессионального образования».

На ее реализацию в 2018 году было отпущено 4,8 млрд рублей, из которых за исключением 30 млн рублей федеральных денег – средства областного бюджета. На 2019 год было предусмотрено 4,9 млрд рублей. Наибольший объем бюджетных ассигнований – более 80% – выделен областному министерству образования, в ведении которого находится 57 учреждений среднего профессионального образования. На балансе минздрава состоят 10 профтехучилищ, минкультуры – шесть и одно подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства.

Аудиторы обнаружили, что стипендии студентам профтехучилищ, установленные в размере 400 рублей, не индексировались с 2013 года и только в этом году подняты на уровень инфляции в 4% и составляют сейчас 416 рублей. Если бы индексация проводилась ежегодно, то, по подсчетам КСП, стипендия должна была быть не меньше 585 рублей.

Наблюдается разнобой в нормах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплектом одежды и обуви. Если минздрав тратит на эти цели почти 23 тыс. рублей, то министерство культуры всего 15,5 тыс. рублей. То же самое происходит и с размером денежных средств, выделяемых на питание. Если на питание одного учащегося в день минздрав выделяет 118 рублей, то минсоцразвития чуть не в два раза больше – 210 рублей.

В структуре расходов профессиональных образовательных организаций более 80% составляет оплата труда. В то же время штатная численность работников, финансируемых в рамках подпрограммы, составила в минувшем году 12 тыс. человек, из которых фактически замещено 10,6 тыс. человек. Вакансии составили 1,3 тыс. человек, или 11,3% от штатной численности.

По итогам обсуждения депутаты предложили создать рабочую группу для более детальной проработки вопросов начисления стипендий, качества питания воспитанников и заработной платы воспитателей и педагогов.