В Иркутской области сократилось количество детских суицидов и попыток
В Иркутской области в 2019 году случились 26 законченных суицидов среди детей. Это на один случай меньше, чем годом раньше. Попыток суицидального поведения официально зарегистрировано 148 (в 2018 году – 151). Об этом рассказала уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова на круглом столе в пресс-центре газеты “Областная”, где обсуждалась реализация проекта «Главное – не опоздать», который получил президентский грант.
Всего в Иркутской области по этому проекту 1660 родителей прошли обучающие вебинары на тему отклоняющегося поведения подростков, мам и пап, в частности, учили, как уберечь детей от суицидальных попыток. Как сообщила руководитель проекта, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ИГУ Виктория Рерке, реализация проекта началась полгода назад с обучающих семинаров для волонтеров из 21 муниципального образования. Те, в свою очередь, обучили еще 215 волонтеров, среди которых родители, социальные психологи школ и просто неравнодушные к теме аддиктивного поведения подростков люди. Далее по проекту провели анкетирование 1260 подростков и их родителей. А затем на протяжение трех месяцев психологи – участники проекта вели обучающиеся вебинары для родителей. За этот период всего состоялось 24 вебинара. Несмотря на то, что лекции завершились в декабре, родители по сей день пишут в мессенджерах вопросы и интересуются, когда состоятся следующие занятия. Работа продолжится в рамках родительских университетов, других грантовых мероприятий.
Модераторы видео-семинаров Ольга Маякова и Надежда Кириллова рассказывали о том моменте, когда в детях назревают первые признаки аддикта, как предупреждать их появление, реагировать на конфликты и т.д.
Руководители инициативных групп Светлана Петренко из Балаганского района и Валентина Федоренко из поселка Михайловка Черемховского района – многодетные мамы. Они взяли на себя организационную работу, готовили родителей к прослушиванию лекций, распространяли методические материалы проекта. Такое внимание к теме неслучайно. Только в Балаганском районе на 9 тысяч населения в 2017-2018 годах было три случая законченных подростковых суицидов. Это довольно высокая цифра для небольшого района. Оба руководителя инициативных групп отметили, что навстречу им шли и руководители районов, и администрации управлений образования. «Дети настолько закрыты от своих близких, что находить контакт со своим ребенком очень непросто и родителям надо в этом помогать», – сказала Валентина Федоренко.
Беспокоить продолжает Братск, где в 2019 году зафиксированы шесть законченных суицидов. Рост суицидальных проявлений в Братске и районе составил 26 (в 2018 году – 16). Совершенные суициды в 2019 году зафиксировали в Черемхово – 5 случаев, Ангарске – 3, Тулуне – 2, Эхирит-Булагатском районе – 3, по одному случаю – в Иркутске, Шелеховском и Нукутском районах, Чунском, Тайшетском, Усть-Удинском и Осинском районах. По категориям подростков совершали попытки суицида учащиеся – 142 человека, незанятые – 4, работающие – 2. Более 20 суицидальных попыток совершили дети, находящиеся под опекой (в 2018 – 17 человека). Понять причину суицидального аддикта взрослым удается не всегда. «Я всегда говорю, что суицид – это крик о помощи, который никто не услышал», – подчеркнула Светлана Семенова.
Президент общественной организации «Матери против наркотиков» Валентина Червиченко подчеркнула, что не во всех территориях, в которых прошли мероприятия, активно откликались на участие. Но эту задачу решат в следующих проектах. По итогам вебинаров провели анкетирование. В нем приняли участие 1260 обучающихся школ в Иркутске, Братске, Усть-Илимске, Саянске, Свирске, Тайшете, Зиме, Ангарске, Черемхово, Усолье-Сибирском, Шелехове, Байкальске, Тулуне, Слюдянке, Вихоревке, Куйтуне, Хомутово, а также школьников Балаганского и Аларского районов, поселков Усть-Орда и Михайловка.
Анализ результатов анкет учащихся показал, что 69% (869 человек) обучающихся отмечают положительную динамику в отношениях с родителями; у 11% (139 человек) респондентов отношение не изменилось и 20% испытуемых (252 человек) четко не определились с ответом. 61% учащихся (769 человек) отметили, что родители стали им уделять больше времени; 13 % (163 человек) отрицательно ответили на этот вопрос и 26 % (327 чел.) затруднились. 18% учащихся (226 человек) отрицательно ответили на вопрос о том, обсуждали ли родители темы вебинаров с детьми; 74% (932 человек) респондентов общались с родителями на темы вебинаров. В снижении конфликтов и конфликтных ситуаций в семье после участия родителей в вебинарах – 81 % (1020 человек) учащихся высказались положительно; 19 % (239 человек) отрицательно.