Около 5% проверенных турбаз на Байкале необходимо снести
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура проверила более 200 турбаз в Иркутской области и Бурятии из предположительно 1500 существующих. По результатам проверок вынесено 11 решений о сносе турбаз, что составляет около 5% предъявленных мер. Всего два исполнены. Об этом 28 февраля 2020 года на пресс-конференции сообщила начальник отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Светлана Ермаченко.
– Сколько турбаз на Байкале, никто точно не знает. Есть те, которые занимаются своей деятельностью официально, есть те, кто официально не зарегистрирован. Проанализировав сведения органов местного самоуправления, проведя мониторинг сайтов, на которых размещаются объявления о сдаче жилья, мы поняли, что их около 1,5 тыс. в Бурятии и в Иркутской области, – отметила представительница природоохранной прокуратуры. – Мы проверили 20% турбаз от общего количества. Более 200 туристических баз устранили выявленные нарушения. Мы вносили им представления, люди нас услышали.
Но 11 решений вынесено о сносе туристических баз, хозяева которых ни при каких обстоятельствах не захотели соблюдать законодательство, а также объектов, построенных там, где их невозможно узаконить. В их числе турбаза «Байкалов острог» на Ольхоне, «Два бегемота» и др.
Система разработки экологических паспортов и ведение реестра турбаз позволит понимать, сколько действительно туристических баз работает на Байкале.
Основные нарушения таковы: ненадлежащая организация сточных вод, вывозов отходов, земельного законодательства, законодательства пожарной безопасности, пользование водой из скважины без лицензии, отсутствие разрешительной документации на объект, когда оно вообще не получалось или получалось не на тот объект (вместо индивидуального жилого дома была возведена турбаза). Выпадают из поля зрения контролирующих органов базы, которые имеют признаки жилого дома, но в котором регулярно принимают постояльцев. Ведение туристического бизнеса в таких объектах доказывать достаточно сложно, но косвенно работники природоохранной прокуратуры стараются подтвердить, что там ведется именно бизнес.