Храним документы, как банк – деньги
10 марта профессиональный праздник отмечают архивисты. В Приангарье берегут и собирают документальную историю три государственных архива. Также работает усть-ордынский филиал областного госархива и 42 муниципальных архива. В общей сложности в них хранится 3,9 млн дел.
За сохранность документов здесь отвечают в основном женщины.
– Из 375 сотрудников только 33 мужчины, – сообщил руководитель архивного агентства Иркутской области Сергей Овчинников.
Работы много: только в прошлом году 241 тыс. пользователей обратились к архивным документам Иркутской области. Было исполнено 78 тыс. запросов населения. В ближайшее время в связи с пенсионной реформой архивисты прогнозируют рост числа запросов. К сожалению, не всегда людям удается получить нужный документ.
– В 1990-е годы, когда лопались совхозы, леспромхозы, руководители предприятий зачастую не передавали документы на хранение в государственный архив. Сегодня мы видим последствия. Даже личный пример могу привести. Мой отец работал примерно в 10 организациях, а подтвердить документально смог, что только в двух. Итог – минимальная пенсия. Поэтому важно, чтобы комплектование архивов шло в полном соответствии с законом, – отметил Сергей Овчинников.
Он также рассказал о пострадавшем от паводка здании архива в Нижнеудинске. К счастью, документы были своевременно вывезены работниками. Но здание до сих пор находится в состоянии, не пригодном для хранения. Сейчас задача агентства – добиться финансирования для строительства нового современного здания архива в Нижнеудинске. Это будет возможно, если войти в программу ликвидации последствий паводка.
Директор Госархива Иркутской области Ольга Семенова добавила, что из-за нехватки площадей с этого года госархив вынужден был завершить прием документов на хранение от организаций:
– С этого года мы прекратили комплектование архива, хотя проектной вместимости хранилище достигло еще в 2014 году. Мы заполнили все свободные площади, нет места даже в наших арендных и территориально удаленных хранилищах.
Только цифры
В прошлом году финансирование архивной отрасли региона составило 209 млн рублей, из них 80 млн – субвенции муниципальным архивам из областного бюджета.
Другая проблема областного архива касается нехватки специализированного оборудования, особенно сканеров, наличие которых позволяет увеличивать доступность информационных ресурсов. У трех сканеров, приобретенных на средства целевой ведомственной программы по информатизации в 2012–2014 годах, скоро истечет срок службы, а на новые денег пока нет.
Есть проблема больших очередей в читальный зал, где по нормативам всего девять мест.
Один из вариантов решения вопроса – организация удаленного доступа к архивам через сайт. Сейчас архив подал заявку на дополнительное финансирование по этому направлению.
Еще из-за нехватки ресурсов два года назад госархив вынужден был прекратить прием и исполнение генеалогических запросов.
– Чтобы один специалист очень высокой квалификации, знающий состав всех документов, изучил генеалогию одного человека, нужно минимум полгода. Штатная численность только на одну генеалогию должна быть 500 человек, а у нас в областном госархиве работают 87 специалистов. И они занимаются всем: и комплектованием, и хранением, и использованием. Генеалогия важна, но законом об архивном фонде определена первоочередность и обязательность исполнения запросов социально-правового характера, связанного с пенсионным обеспечением граждан, получением льгот и компенсаций. По закону мы в пятидневный срок должны предоставить все запросы суду, прокуратуре, следственным органам, – объяснила Ольга Семенова.
По ее словам, у всех желающих узнать свою родословную есть возможность самостоятельно работать с архивными документами, специалисты всегда проконсультируют, покажут, с чего начать, как вести исследовательскую работу.
– Мы храним документы, как банк – деньги, но нельзя рассматривать архив исключительно как склад бумаг. Это огромный информационный ресурс, который работает на общество. За год мы проводим около 1500 мероприятий разного уровня, – отметила она.