Химические опыты на ЕГЭ
Более 15,5 тыс. школьников Иркутской области будут сдавать ЕГЭ в 2020 году. Из них 14,1 тыс. – нынешние выпускники. Досрочный этап экзаменов начнется уже 20 марта и продлится до 13 апреля. Об этом рассказала заместитель начальника отдела общего образования регионального министерства образования Виктория Фирстова. Основной этап ЕГЭ пройдет 25 мая – 29 июня, а дополнительный – 4–22 сентября.
Сентябрьский этап ЕГЭ пройдет только для выпускников нынешнего года, которые не сдали экзамены по русскому языку и базовой математике в основной период, чтобы они все-таки получили аттестаты в 2020 году. Что касается досрочной сдачи экзаменов, в этот период свои знания будут проверять школьники, которые по объективным причинам не смогут сдать ЕГЭ или ОГЭ в основное время, а также выпускники прошлых лет и учащиеся ссузов. На сегодняшний день зарегистрировано 357 человек, в том числе 10 школьников.
– Самым востребованным предметом остается обществознание, – продолжила Виктория Фирстова. – Этот предмет выбрали 7,7 тыс. учащихся. Не менее популярна физика, которую будут сдавать 3 тыс. 190 школьников, за ней идет биология, которую предпочли 2 тыс. 589 детей. Кстати, в последние годы ребята стали более осмысленно выбирать предметы для сдачи экзаменов. Мало таких, которые решили сдавать ЕГЭ по пяти-шести предметам.
В настоящее время завершено формирование всех пунктов проведения ЕГЭ и ОГЭ. В Приангарье их 121, 85 – в школах, 21 – на дому для детей-инвалидов и 15 – в колониях. Кстати, в этом году по всей России отрабатывается новая технология по передаче данных ЕГЭ по интернету. Иркутская область, впрочем, как и ряд других субъектов РФ, не участвует в этом проекте по объективным причинам – далеко не во всех населенных пунктах региона есть стабильный интернет. Поэтому в Приангарье все пункты проведения ЕГЭ получают зашифрованные материалы на дисках непосредственно перед экзаменом.
Как добавила Виктория Фирстова, существенных изменений ни в содержании, ни в правилах проведения госэкзамена в этом году нет. Однако некоторые перемены все же имеются, и касаются они контрольно-измерительных материалов для девятиклассников. Например, с этого года экзамен по химии будет включать в себя обязательную практическую часть.
– Нынешние девятиклассники – первые, кто с самого начала все девять лет учился по федеральным государственным образовательным стандартам, – прокомментировала Виктория Фирстова. – Поэтому с 2020 года контрольно-измерительные материалы для девятиклассников направлены на проверку не просто знаний конкретного предмета, а на умение применить полученные знания и опыт. Так, если ранее эксперимент на экзамене по химии проводился по желанию школьников, то с этого года опыты будут обязательными.
Кроме того, с 30 марта по 24 апреля в Иркутской области школьники будут писать Всероссийские проверочные работы (ВПР). В обязательном порядке контрольные проведут у учащихся 4–7 классов, а старшеклассники проверят свои знания по желанию самой школы и учителей, самостоятельно выбрав предметы. В четвертом классе пройдут контрольные по русскому языку, математике и окружающему миру, в пятом добавляются история и биология, в последующих классах список предметов ВПР расширится обществознанием, географией, физикой и иностранными языками.
– Каждый год вокруг ВПР возникает ажиотаж, – рассказала заместитель руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Ирина Шливинскайте. – Есть такие учителя, которые хотят привлечь родителей, показать значимость проведенных работ. Кроме того, к нам поступают жалобы от родителей, которые обеспокоены тем, как учитель готовит школьников к ВПР. Но кто сказал, что преподаватели должны как-то специально готовить детей? Это обычная контрольная работа. Если учитель добросовестно выполнял свою работу, никаких специальных подготовок и не должно быть. ВПР не влияет на выставление оценки за четверть и тем более за год. Не надо относиться к этой работе, как к ЕГЭ. Единственное отличие от обычных контрольных в том, что контрольно-измерительные материалы для ВПР составлены федеральным центром и едины для всех школьников страны.
Как заметила Ирина Шливинскайте, когда учитель сам составляет контрольные работы, нет никакой гарантии, что он объективно сможет проверить знания школьников. Для этого нужен взгляд со стороны, и в первую очередь для преподавателей, чтоб они смогли понять, правильно ли ведется обучение, соответствуют ли полученные знания необходимому уровню. По словам замруководителя Рособрнадзора по Иркутской области, цель ВПР – выявить слабые места в преподавании, показать школе, где нужно усилить подготовку учителей, чтобы повысить качество обучения.
– Но для этого необходимо, чтобы проведение Всероссийских проверочных работ было абсолютно объективным, – говорит Ирина Шливинскайте. – А с этим в области есть проблемы. Так, в 2018 году выявлено 49 школ с подозрением на необъективное проведение работ. Например, преподаватели дали списать ребятам, подсказали им или неправильно оценили работы. В прошлом году таких образовательных учреждений стало уже 61. Мы выдали им предостережения о возможности нарушения законодательства, указав сроки для устранения нарушений. Часть этих школ попали в список для проведения плановых проверок на 2020 год. Выезжая в них, мы смотрим, каким образом школа готовится к предстоящим ВПР.
В целом же, по словам Ирины Шливинскайте, показатели успеваемости школьников в регионе высокие – порядка 90% ребят справились с написанием Всероссийских проверочных работ в прошлом году. Но по результатам ВПР были выявлены такие проблемы, как неумение работать с текстом, недостаточное алгоритмическое мышление, трудности с интерпретацией информации, с правильным пониманием задания. Поэтому при разработке курсов повышения квалификации преподавателей Приангарья эти недочеты обязательно будут проанализированы и включены в обучение.