Студенты ИГУ написали свой вариант Стратегии
Бренд региона
Студенты Иркутского государственного университета подготовили свои предложения в Стратегию социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года. На защите проектов побывал врио губернатора Игорь Кобзев.
Два дня мозгового штурма. Девять команд из студентов Сибирско-американского факультета ИГУ вместе с экспертами и кураторами работали над перспективными направлениями социально-экономического развития региона. В их числе оказались «Бренд региона», «Качество жизни», «Экология», «Туризм», «Топливно-энергетический комплекс», «Биотех», «Сельское хозяйство», «Образование», «Цифровая экономика».
Взгляд в будущее
Почетным гостем на открытии стал и.о. заместителя председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников. Он пожелал студентам при разработке стратегии развития сосредоточить основные усилия на поисках действенных механизмов, инструментов и ресурсов для повышения качества жизни населения региона.
О новом уникальном опыте, который дает сессия студентам, сказал врио ректора ИГУ Александр Шмидт:
– Это как минимум возможность получить новые знания, компетенции, но если вы абсолютно уверены в правильности своих мыслей, концепций, теорий и предложений, то добивайтесь их претворения в жизнь – времени у вас для этого очень много.
Идейный вдохновитель и организатор стратегической сессии, декан Сибирско-американского факультета ИГУ Надежда Грошева отметила, что вместе со студентами работали кураторы – представители крупных компаний.
– Очень важно, что в разработке Стратегии принимают участие студенты – многим из них здесь дальше жить и работать. Сейчас им важно понимать, какой потенциал у региона, в каком направлении его нужно развивать, какие инструменты нужны для получения высоких результатов. Поэтому также крайне важна работа с экспертами, в рамках которой наша молодежь получила хороший опыт и много полезной информации. Считаю, и мою точку зрения поддерживают наши участники сессии, что все замыслы и идеи можно претворить в жизнь в Иркутской области, для этого не обязательно уезжать в столичные города или за рубеж, – поделилась мнением Надежда Грошева.
Один из первых докладов, представленных студентами, был посвящен качеству жизни. Из ключевых показателей, на которые ребята рекомендуют обратить внимание, – это транспортная инфраструктура. Например, в регионе большое число ДТП и пострадавших из-за низкого качества дорожного полотна. Для решения этой проблемы, а также увеличения пропускной способности автомобилей, росту туристического потока студенты предлагают создать логистический транспортный узел, включающий в себя комплекс транспортных услуг. Например, шаттлы, связывающие аэропорт, железнодорожный вокзал и центр города, или построить монорельсовую дорогу, которая поможет туристам добраться до привлекательных мест для посещений.
Свой взгляд представили студенты на развитие топливно-энергетического комплекса, будущее которого они видят в переходе на газ. В качестве примера они рассказали о Германии, где поставлена задача отказаться от использования угля до 2038 года. Немецкие ТЭЦ уже переводят на голубое топливо. В Приангарье, по их мнению, необходимо построить трубу от Ковыктинского месторождения до Иркутска. Переход на использование газа улучшит экологическую обстановку в регионе.
Говоря о будущем туристической отрасли, студенты предлагают условно разделить территорию на три направления – Южно-Байкальское кольцо (Иркутск, Листвянка, Байкальск – граница с Тункинским парком), Байкальская дуга (Ольхон, Тунка, Улан-Удэ) и Северный Байкал (от острова Ольхон до Северобайкальска). По их мнению, нашему региону не хватает событийных мероприятий. В качестве примера привели ежегодный фестиваль в США Burning Man, на который съезжаются миллионы туристов со всего мира. Также стоит продумать интересные туристические маршруты, как, например, дайв-сафари в Норвегии, когда при погружении в воду люди могут наблюдать за касатками. Что-то подобное можно организовать на Байкале.
Кроме того, студенты предлагают увеличить тарифы при посещении национальных парков для иностранцев в размере 5–7 тыс. рублей, эти средства можно направить на сохранение чистоты и порядка на заповедных территориях. Области не хватает отелей, построенных в содружестве с европейскими и азиатскими странами, таких как Hilton. Отдельной строкой в стратегию, по их мнению, нужно включить такой показатель, как средняя стоимость туродня (проживание, питание, экскурсии), что позволит исключить искажение информации по реальному количеству туристов в регионе, сегодня наблюдается задвоение показателей. Если данные предложения будут реализованы, то можно как минимум удвоить показатели по посещению туристов: иностранцев – с 300 тыс. до 700 тыс. в год, соотечественников – с 1,3 млн до 2,8 млн.
Аргументы для инвесторов
Команда студентов, которую курировали эксперты Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, показали Игорю Кобзеву свой вариант бренда Байкальского региона – BaikalFuture, который позволит продвигать товары и услуги местных производителей на внешнем рынке, а также развивать сферу туризма. Основой студенческих предложений стал действующий региональный бренд BaikalNatural, разработанный для сельскохозяйственных предприятий, ориентированных на экспорт. Данный проект реализуется совместно ТПП ВС с министерством сельского хозяйства Иркутской области с 2019 года.
– Бренд региона создается для того, чтобы у Приангарья появился яркий и узнаваемый образ, который позволит привлечь к нам инвесторов, позиционировать территорию как уникальный объект, обладающий высокой экономической, туристической, социальной и культурной привлекательностью, – отметил президент ТПП ВС Алексей Соболь.
В основе студенческой идеи – две группы. Первая – группа «захват», которая способна привлечь первичное внимание к региону и наладить экспорт. В нее входят биотехнологии и фитотерапия, вода, лес, самолетостроение, туризм. Вторая группа – «удержание», направленное на формирование долгосрочных взаимоотношений с инвесторами и для привлечения граждан на территорию региона. Одно из конкурентных преимуществ области – доступная традиционная энергетика, есть альтернативные источники света и тепла. Студенты выделяют гелеофизику. Прозрачность воды Байкала позволила создать на его базе уникальную станцию по ловле нейтрино. Нейтрино – это элементы, из которых по теории состоит одно из самых загадочных веществ во всей Вселенной – темная материя. Это хороший аргумент для привлечения ученых и инвесторов, желающих оставить свой след в истории.
Игорь Кобзев поблагодарил студентов за интересные идеи. От себя добавил, что в бренд обязательно нужно включить элементы безопасности и экологические стандарты.
– Стратегия определяет векторы и параметры развития Иркутской области. И для нас очень важно, что молодое поколение принимает участие в формировании этого документа. Спасибо, что проявляете искреннюю заинтересованность в судьбе региона, – резюмировал врио губернатора.
Предложения студентов Сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ, как отметил Игорь Кобзев, будут учтены при формировании Стратегии социально-экономического развития региона до 2036 года.