В Иркутской области смертность от туберкулеза снизилась на 6,1%
Туберкулез – излечимое заболевание, врачи в Иркутской области умеют его лечить и имеют эффективные препараты, которые выдаются больным бесплатно. об этом в пресс-центре газеты «Областная» накануне Всемирного дня борьбы с туберкулезом заявил главный врач Иркутской областной клинической туберкулезной больницы Михаил Кощеев
Треть населения земного шара имеет в своем организме возбудитель туберкулеза, но заболевают в течение жизни лишь 10%, зараженных микобактерией.
– При снижении иммунитета шансы заболеть возрастают существенно, – подчеркнула внештатный фтизиатр министерства здравоохранения Иркутской области Елена Зоркальцева. – Из большинства инфекционных заболеваний эта патология уносит большее число жизней. Заболевание проявляется исподволь. Даже если процесс уже начался, человек поначалу может не чувствовать симптомы. Между тем, непонятная температура, затянувшийся кашель, беспричинная потеря веса – серьезный повод, чтобы пройти флюорографическое обследование. Его нужно проходить ежегодно и не следует бояться, поскольку современная техника малодозная, не несет вредного излучения, в том числе беременным. За год один человек, больной туберкулезом, может заразить до 25 человек в своем окружении. Одни могут иметь скрытую туберкулезную инфекцию, у других она перерастет в заболевание. Чем больше контактов по роду своей деятельности имеет человек, тем опаснее ситуация. Кроме того, возбудитель туберкулеза может перейти из легких в другие органы. Мне не хочется пугать жителей Иркутской области, но каждый должен думать о том, прошел ли он, или его ребенок ежегодную проверку на туберкулез. Тулун, Тайшет, Чуна, Усть-Кут, Братский район – наиболее сложные районы по туберкулезу.
– Есть прямая зависимость между иммунитетом и возможностью возникновения заболевания. У нас богатый опыт справляться с микобактерией туберкулеза. Было время, когда мы испытывали серьезное беспокойство по поводу эпидемии туберкулеза в Иркутской области. Об этом говорили начиная с 2007 года, – рассказал Михаил Кощеев. – Эпидемический порог, определенный ВОЗ, составляет 100 человек на 100 тыс. населения. В те годы он у нас значительно превышал эти цифры. По ряду территорий составляя 200 человек на 100 тыс. населения. Мы значительно переформатировали работу, и в 2019 году заболеваемость составила 74,1 человека на 100 тыс. населения, по сравнению с 2018 годом (82 человека на 100 тыс. населения) снижение – 9,6%. Мы не подошли еще к статусу благоприятной территории, при котором заболеваемость составляет 10 человек на 100 тыс. населения. И это вызывает серьезную обеспокоенность. Смертность от туберкулеза в 2019 году составила 12,3 на 100 тыс. населения, по сравнению с 2018 годом (13,1 на 100 тыс. населения) снижение – 6,1%, но даже эти показатели в два раза хуже, чем средние показатели по России. Темпы улучшения ситуации стали замедляться. Если раньше снижение по заболеваемости было 19%, по смертности на 12%, то сегодня это 9% и 5% соответственно. Что опасного в сегодняшней ситуации – появились лекарственно-устойчивые формы туберкулеза. Сегодня 51,4% таких форм у людей, которые опасны для окружающих и этот показатель не снижается. Вторая группа, это сочетанные формы заболевания – ВИЧ+туберкулез. Таких пациентов у нас 31,9% от общего числа. Если ВИЧ-инфицированный не получает антиретровирусную терапию и химиопрофилактику туберкулеза, он обречен на заболевание туберкулезом. И в последнее время к нам попадает все больше таких людей. Это значит, что у нас по-прежнему есть те, кто не знают, что у них ВИЧ, или знает, но не принимает лечение. Однако активизация деятельности Центра СПИД и физиатрической службы позволяет говорить о дальнейшем снижении заболеваемости. За первые два месяца 2020 года мы имеем снижение заболеваемости на 2% (в сравнении с тем же периодом 2019 года), но это требует постоянной напряженной работы, потому что в любое время туберкулез может о себе заявить в самых худших формах. Поэтому никакой бравады по поводу снижения мы не испытываем.
Острой остается и проблема дефицита коечного фонда. Он составляет 800-900 мест. Строительство нового корпуса больницы по-прежнему пока в планах, хотя по современным стандартам важно не только количество, но и качество коечного фонда. Вариант строительства корпуса в п. Парфеновка наиболее реален. Но когда он будет реализован, говорить рано.
– Дети и подростки – наиболее уязвимая категория пациентов, – об этом рассказала заведующая кафедрой туберкулёза и инфекционных болезней ИГМАПО, главный врач областной детской туберкулёзной больнице Светлана Пугачева. – Именно дети подробно характеризуют эпидемиологическую ситуацию в регионе, поскольку ребенок заражается о взрослого. Заболеваемость детского населения также снижается, за последние три года выражена стойкая тенденция. Если в 2018 году было выявлено 69 человек, то в 2019-м – всего 37 детей в возрасте до 14 лет (один из них – с туберкулезом нервной системы). В 2018 году в Слюдянке был открыт детский туберкулезный санаторий, что позволило профилактировать заболеваемость, своевременно выводя детей из очага заражения. Летальные случаи, один-два, среди детей были в последние годы. И только в 2019 году, впервые за многие десятилетия, у нас ни один ребенок от туберкулеза не умер. И это большое достижение. В четыре раза снизились распространенные и осложненные формы туберкулеза. Подростков обследуют дважды в год, проводя флюорографию и диаскин-тест. Около 40% выявленных детей имеют 4 стадию ВИЧ-инфекции, на которой и развивается туберкулез.
Хорошая лабораторная база позволяет, при выявлении туберкулеза у взрослого, начать лечение ребенка по спектру чувствительности взрослого. Дети до 15 лет в окружающую среду практически не выделяют микобактерию туберкулеза, у них реже поражается легочная ткань. Более 98% детей выписывают из стационара с полным выздоровлением. Однако не устану повторять, что самое главное – вакцинация детей до года, иммунодиагностика.
Подводя итоги пресс-конференции, спикеры еще раз подчеркнули, что любой туберкулез возможно излечить, в регионе есть и опыт, и необходимые препараты. Главное, своевременная диагностика.