Защита от селей
Слюдянский район является селеопасным. В результате схода селевых масс может пострадать не только Байкал, но и населенные пункты. Продолжается расчистка местных рек, что защитит от катастрофического паводка более 3 тыс. жителей на 3–5 лет.
Как напомнил и.о. заместителя председателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов, в случае схода селей на накопительные карты БЦБК будет нанесен колоссальный ущерб озеру Байкал. Поэтому правительство региона уделяет особое внимание дополнительным превентивным мерам. Так, было проведено еще одно обследование прилегающих территорий накопительных карт комбината, в результате которого обнаружены два водоотводных канала.
– Выяснилось, что при строительстве комбината в советское время уделялось большое внимание экологии, – отметил Теймур Магомедов. – Но никаких документов по этим каналам не найдено, хотя видно, что они строились на совесть. Это бетонированные сооружения пять метров в ширину и более километра в длину.
Цифра:
На проведение селезащиты Слюдянского района из областного бюджета выделено 93 млн рублей
Конечно, сейчас каналы заросли, но еще могут выполнять свою функцию, если их привести в порядок. На комиссии по ЧС Иркутской области принято решение о выделении дополнительных средств муниципалитету на оперативную расчистку каналов. На сегодняшний день техника там уже работает. Теймур Магомедов утверждает, что к началу таяния снега каналы будут готовы. Они позволят отвести в сторону (в реки Большая и Малая Осиновка) всю воду, идущую с горы, и снизить риск накопления селевой массы.
Правительство области ждет, когда на федеральном уровне будет решен вопрос о единственном исполнителе мероприятий по ликвидации отходов БЦБК. Если в ближайшее время так и не появится ясности, региональные власти начнут ликвидацию своими силами.
– Совместно с Сибирским отделением РАН отобрано более 60 технологических решений, – пояснил Теймур Магомедов. – Большинство ученых сходятся во мнении, что сначала надо решить вопрос с надшламовыми водами. Этим мы и займемся до июля текущего года, когда обычно проходит опасный паводок. Понижать уровень надшламовых вод предполагается двумя способами. Либо это будет перекачка верхних карт-шламонакопителей в нижние с последующим отводом и сбросом воды в созданные локальные очистные сооружения, либо будет переформатирована работа очистных сооружений в Байкальске для принятия содержимого карт.
Слюдянский район является селеопасным. В результате схода селевых масс может пострадать не только Байкал, но и девять населенных пунктов, в которых проживает более 3,3 тыс. человек. Последний сель там сошел в 1971 году. Сейчас складываются все предпосылки повторения этого сценария.
– Перед нами стоит задача оперативного реагирования, – говорит Теймур Магомедов. – В прошлом году мы получили тревожный звонок в виде широкого разлива паводковых вод, в том числе в Слюдянском районе. Началась работа по проведению необходимых мероприятий, чтобы не допустить подобной катастрофы в будущем. С декабря прошлого года ведется расчистка всех рек района. Оказалось, что полвека за ними вообще никак не следили, что стало основной причиной разлива паводковых вод.
По информации первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Евгения Бичинова, было выделено порядка 93 млн рублей на эти цели. В настоящее время проведена расчистка рек Малая и Большая Осиновка, Солзан, Харлахта, Болотный ручей, Красный ключ.
– Русла рек расчищали бульдозеры и экскаваторы, в зимнее время даже проще было сделать это, – прокомментировал Евгений Бичинов. – Главная задача – убрать древесный мусор, чтобы не создавались заторы. Инертный материал – гравий, использовался в качестве временного укрепления берегов. В итоге была увеличена пропускная способность не только в районе мостов и населенных пунктов, но и в верховьях рек. Сейчас работа продолжается на реках Утулик, Безымянная, Большие Мангилы и Большая Быстрая.
Евгений Бичинов подчеркнул, что это аварийные работы, в рамках которых нельзя проводить мероприятия по углублению рек, изменению их русла и т.п. В дальнейшем планируется возведение капитальных селезащитных сооружений, которые обеспечат безопасность на несколько десятилетий. В этом году, по словам Теймура Магомедова, будет разработана необходимая проектная документация:
– Превентивные меры, по оценке ученых, позволят выиграть 3–5 лет, чтобы за это время построить капитальные сооружения.
Кроме того, в прошлом году Высокогорный геофизический институт города Нальчика, где горные сели распространены, проделал предпроектную работу для Слюдянского района с обследованием территории. В результате были даны рекомендации, какие мероприятия необходимо провести в ближайшее время, чтобы не допустить сели. В частности, по установке гидропостов, которые наблюдали бы за верховьями рек и фиксировали уровень повышения паводковых вод. Данные предложения были направлены правительством области в Росгидромет, поскольку это их сфера деятельности. Теймур Магомедов добавил, что региональные власти готовы выделить дополнительное финансирование на обслуживание гидропостов, если это не будет предусмотрено за счет федерального бюджета:
– В планах установить 6–7 пунктов наблюдения за уровнем воды. Реки в Слюдянском районе в основном короткие – 10–15 км, поэтому они быстро набирают воду и быстро сходят. Опасность велика. С помощью гидропостов можно выиграть несколько минут для принятия оперативных решений и эвакуации людей в случае схода селей. Сейчас также все населенные пункты района оснащаются средствами оповещения, а с населением проводятся тренировочные мероприятия, чтобы люди знали, что нужно делать и куда бежать в случае опасности.