Художник Наталья Сысоева: Написать букет не проще, чем портрет

В Галерее Сибирского искусства открылась персональная выставка художника Натальи Сысоевой. Такой подарок себе и поклонникам таланта решила сделать директор Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева и председатель регионального Союза художников России. В экспозиции представлены лиричные пейзажи из путешествий, нежные натюрморты с цветами, наполненные колористическими нюансами.

 

Любовь к пейзажам и натюрмортам

– Наталья Сергеевна, как вы пришли в изобразительное искусство?

– Все началось с детского увлечения. Кажется, в раннем возрасте рисуют все, однако мне это всегда нравилось больше любых других занятий. Не могу сказать, что мечтала быть художником. Признаюсь, даже не думала, что есть такая профессия. А сейчас не мыслю себя кем-то другим, и не представляю, кем бы еще я могла быть в этой жизни, если не художником.

 

– Как отнеслись родители к вашему желанию поступить в Иркутское художественное училище?

– Очень лояльно, они меня поддержали, хотя сами люди не творческих профессий. И я сразу поступила в Иркутское художественное училища, хотя у меня не было возможности окончить художественную школу. Мне повезло с педагогами. Тогда в училище после окончания Красноярского художественного института пришел преподавать Сергей Иванович Казанцев. Он был совсем молодым художником, но набрал группу и довел ее до выпуска. Четыре года обучения у него стали для меня очень хорошей системной школой. Кроме того, вторым моим педагогом был Владимир Владимирович Тетенькин – один из величайших живописцев-пленэристов. Мне посчастливилось наблюдать за тем, как он работает. Есть такие секреты мастерства, которые не объяснить словами, их можно только увидеть.


Сысоева Н.С. Байкальский пейзаж. 2015. х.м., 60х90

 

– Кажется, ваши учителя отчасти определили жанры в изобразительном искусстве, которым вы отдаете предпочтение?

– Да, пейзаж и натюрморт – это два жанра, которые мне наиболее близки в изобразительном искусстве. Здесь мой потенциал живописца раскрывается в большей степени. Я очень люблю писать цветы, особенно ромашки и пионы, – это то, что близко, наверное, любой женщине. Поверьте, хорошо написать букет, ничуть не проще, чем написать портрет. Ведь цветы тоже живые, кроме того, нужно передать атмосферу, солнце, блики. Словом, перевести материал в ощущение. Чтобы картина удалась, нужно любить свое дело.

 

– Как сложился ваш творческий путь после выпуска?

– Мне предложили преподавать в Иркутском художественном училище, и это колоссальный опыт и ответственность, потому что мне нужно было учить ребят, которые ненамного младше меня. Мы работали вместе с заслуженным художником РФ Владимиром Александровичем Кузьминым. Он вел живопись, а я – рисунок. Более десяти лет мне удавалось совмещать педагогическую деятельность с творчеством. Потом меня пригласили преподавать в университет в корейском городе Деджоне, где я проработала три года. Когда вернулась в Иркутск, то мне поступило предложение преподавать на кафедре дизайна Иркутского технического университета.

 

– У вас ведь есть еще и искусствоведческое образование?

– По распоряжению в училище могли преподавать люди с высшим образованием. Поэтому я поступила на кафедру искусствоведения Иркутского технического университета. Историю искусств в художественном училище нам преподавали системно и глубоко, поэтому учиться было достаточно легко. Но высшее образование давало дополнительную глубину базовым знаниям.

 

– А зачем согласились возглавить профессиональный союз?

– В 2011 году меня выбрали председателем иркутского отделения Союза художников России. Возглавлять организацию, вернее сообщество творческих необыкновенных людей, в котором состоят твои педагоги, учителя, люди, которые сформировали тебя как художника, – очень почетно. Это была особая мера ответственности, ну и совсем другая по характеру работа – больше административная.

 

Выставки из собраний коллекционеров

– Преподавание пришлось оставить, когда вы стали директором Иркутского художественного музея?

– Быть директором музея – это серьезное испытание. При поддержке коллег удалось создать атрибуционный совет, мы вывели на новый уровень издательскую деятельность, сумели переоборудовать фонды, чтобы в достойных условиях хранить нашу коллекцию.


Сысоева Н.С. Пионы 2013. х., м. 80х100

 

– В этом году юбилей не только у вас, но и у Иркутского художественного музея, как будете праздновать?

– Да, у музея в этом году серьезная дата – 150 лет с того времени, как Владимиром Платоновичем Сукачевым были приобретены произведения его коллекции, и 100 лет с момента национализации музея. В программе юбилея очень много мероприятий. Конечно, мы подготовили значимые выставки. Это «Возрожденные шедевры», где представлены отреставрированные работы. И серия выставок, посвященных владельческим коллекциям, имеющих основополагающее значение в истории нашего музея. Ведь именно с коллекции, где было 80 работ самых значимых художников своего времени, собранных Сукачевым, началась история нашего музея. Еще одна выставка – собрание коллекционера Вишневского, который подарил Иркутскому музею более 200 работ. Дело в том, что коллекционер дружил с директором нашего музея Алексеем Дементьевичем Фатьяновым. Благодаря его дару наше собрание европейского и русского искусства стало очень насыщенным. Выставка, посвященная этому собранию, работает в данный момент, и к ней мы издали прекрасный каталог. К концу года планируем сделать еще одну выставку и издать каталог коллекции Величко. Он подарил музею более 2 тыс. произведений.

Эти экспозиции позволят нам не только показать коллекции, но и раскрыть социокультурный феномен меценатов, которые дарили свои собрания музею в советское и постсоветское время. На сентябрь у нас намечена Международная конференция. Кроме того, в Иркутске состоится выставка из Московского музея современного искусства. И если все будет благополучно, то мы отпразднуем юбилей в столице, в одном из самых современных залов – в Зарядье.

 

– Расскажите, какие работы представлены на вашей персональной выставке?

– На ней более 30 живописных произведений, большинство из них из моей мастерской. Выставка ретроспективная, но там есть и работы, созданные в последние годы. Хотя мне сейчас редко удается встать за мольберт, взять кисть и вообще попасть в мастерскую. Самая ранняя работа там создана в 1998 году, две самые поздние – в 2019. Это букет пионов на пленэре и морской пейзаж. В экспозицию вошли произведения, которые находятся в собрании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Томском художественном музее. А еще есть целая книжная полка изданий – каталогов выставок и произведений иркутских художников, к которым я имею отношение. И, кажется, это не плохой результат.