Услуг не будет, но вы платите…

«Зимуйте как хотите». В сентябре минувшего года Управляющая компания ООО «УК Центр» в Шелехове в одностороннем порядке расторгла с жильцами дома № 5 в микрорайоне № 9 договор на обслуживание. Жильцы, исправно платившие взносы компании, как смогли, перезимовали. Но крыша течет, трубы бегут, проводка «коротит», а дом до сих пор остается бесхозным. Чтобы разобраться в ситуации, корреспонденты газеты «Областная» побывали в Шелехове.

 

Дом образцового содержания

Дом № 5, кирпичный, двухэтажный – типичное здание советской постройки в спальном микрорайоне. Был когда-то теплым, «дышал», рассказывают жильцы. О былом благополучии свидетельствует табличка «Дом образцового содержания». Сегодня она выглядит как издевательство, потому что жильцы устали от коммунальных проблем.

Придомовую территорию по вечерам освещает единственный фонарь, установленный в 1956 году – в год, когда дом был заселен. У подъездов – серые сугробы и огромные наледи с лужами. Пройти здесь пожилому человеку и не упасть – задача почти невыполнимая.

Хозяин квартиры № 12 Виктор Петрович Козлов – 83-летний ветеран-строитель. Его внук всю зиму очищал вход перед подъездом, а иначе выйти на улицу было бы невозможно. Виктор Петрович аккуратно карабкается по наледи и по пути рассказывает нам невеселую «одиссею» злополучного дома.

 

Бесхозный дом-фантом

ООО «УК Центр» обслуживает дом с 2002 года. В последние годы жильцы откровенно недовольны компанией – обслуживание велось из рук вон плохо.

И этому есть вполне логическое объяснение – из-за многочисленных долгов ресурсоснабжающим организациям счета ООО «УК Центр» перманентно арестовывались. Компания меняла название, но, увы, больше не могла выполнять свои обязанности перед сотней многоквартирных домов.

По данным из открытых источников (Росреестр), кредиторская задолженность УК на конец 2018 года составляла 45 млн рублей, в отношении нее открыто 20 исполнительных производств.

И хоть прошлые долги УК никто не прощал, но жить-то надо сегодня. А 40 жильцов из 12 квартир оказались заложниками горе-коммунальщиков.

Хорошо, что зима была теплая, – вздыхает Виктор Петрович, – а то бы и квартиры разморозили.

Он знает, что говорит – осенью самостоятельно заколачивал в подвале самые большие дыры и собственноручно выгонял оттуда пьющих бомжей.

То, что накануне зимы дом был не подготовлен, вызывало у жильцов нешуточную тревогу.

Мы обратились в жилищную инспекцию, которая прислала своих представителей. Те по итогам проверки составили акт, дали предписание об исполнении нарушений лицензионных требований, – говорит Виктор Петрович.

В акте было указано, в частности, что нарушена ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса. Жилищная инспекция насчитала 11 серьезных неполадок, которые требовалось устранить.

Нарушения никто не устранил. Жилищная инспекция отправила документы по дому мировым судьям, чтобы суд наложил на УК взыскание в виде штрафа. Но мировые судьи дело не рассмотрели из-за неявки ответчика.

В свою очередь 30 сентября 2019 года УК прислала уведомление, что она в одностороннем порядке расторгает договор на обслуживание многоквартирного дома.

Отказ управляющей организации от управления домом без решения суда незаконен, – комментирует юрист Григорий Арутюнян.

Странное дело, но счета до декабря 2019 года УК жильцам присылала исправно. И те (не все, конечно, а самые дисциплинированные) исправно платили. Виктор Петрович показывает платежку. За содержание жилья и текущий ремонт в ноябре прошлого года он заплатил почти 1500 рублей. Галина Лаврухина заплатила 1200 рублей, семья Изотовых – 1700 рублей.

В доме время от времени случались коммунальные ЧП. Но даже по аварийным случаям в дом № 5 никто не выезжал. В октябре минувшего года в квартире № 8 «побежали» трубы. На обращение в УК прислать сантехника последовал отказ: «Дом не обслуживается». «Но мы же платим!» – возопили жильцы. В ответ – вежливое молчание.

В октябре у меня замкнула проводка, электрик тоже отказался выехать, – пожаловалась жительница квартиры № 7 Галина Лаврухина. – Мы справились своими силами. Полмесяца назад у меня опять «коротнула» проводка, сижу без света.

Марию Изотову, собственника квартиры № 4, из-за проблемной крыши топило несколько раз. Она, в свою очередь, затапливала соседей. На то, что крыша течет, жильцы жаловались в УК несколько раз и много лет, но воз, как говорится, и ныне там.

Мария, как самая молодая из жильцов, самостоятельно проводила на чердаке укрепительные работы, чистила голубиный помет. За что она до самого декабря прошлого года платила управляющей компании, девушка не понимает.

Не понимают и другие.

– Мы много раз обращались за отчетами в «Центр», спрашивали, за что платим, за какие услуги, если они не оказываются? Никто нам ничего не разъяснил, – возмущается Виктор Петрович.

– Вы за капитальный ремонт платили взносы?

– Ежемесячно, – дружно отвечают наши собеседники. – Причем суммы были немаленькие.

– Более того, у нас капремонт был назначен на 2020 год, – уточняет Галина Лаврухина, показывая целый фолиант документов и переписок с УК и другими инстанциями. – Управляющая компания должна была выдать по нашему дому перечень работ, но не сделала этого. И мы узнали, что наш дом вычеркнули из программы капитального ремонта.

Платежки от УК перестали приходить в январе 2020 года. За коммунальные услуги жильцы дома платят по прямым договорам ресурсоснабжающим организациям.

Вот так бывает – дом вроде бы есть, а вроде бы его нет. Получается, дом-фантом.

 

Директора меняются, долги остаются

Стены и потолки дома давно не знали ремонта, двери плотно не закрываются, крыша течет, плохое остекление. В подвале – тьма кромешная. Подсвечивая фонариками, мы обходим территорию подвала. Везде сырость – трубы кое-как изолированы. В окнах зияют дыры – ни рам, ни стекол.

Трубы от коррозии не обрабатывались, запорная арматура не проверялась, подвал не утеплен, – перечисляет Виктор Петрович.

Он строитель, много лет возводил высотные объекты в разных городах страны и области, строил ТЭЦ и ГРЭС. Состояние домового хозяйства его, как специалиста, очень расстраивает.

Жители, оставшись без УК, обращались в прокуратуру, в администрацию города. На просьбу жильцов назначить им временную, как того требует закон, управляющую компанию, мэрия не откликнулась. Хоть и признала акт расторжения договора услуг неправомерным.

За формальной отпиской администрация Шелехова посоветовала собственникам квартир дома № 5 заключить со старой компаний новый договор.

Мотив был такой: «У вас запущенный дом, и никто вас больше брать не хочет». Но разве не сама управляющая компания запустила дом? Жильцы от такого предложения отказались.

– Компания периодически меняет названия. Меняются только директора, а долги остаются. Нас смущает, что УК обременена долгами и не расополагает ресурсами. Она не сможет полноценно работать, зачем она нам? Нас смущает также то, что лицензия УК не дооформлена – вот копия лицензии, посмотрите – в документе пропущены целые пункты, – говорит Галина Лаврухина. – Между тем представители УК выкручивают нам руки. Они ходят по квартирам, предлагают заключить с ними новые договоры.

Пока жильцы сами, как могут, поддерживают в доме порядок. Чистят снег, убирают подъезды, сажают цветы на придомовой территории, чинят сантехнику и электрику, утепляют подвал.

С представителями самой компании нам связаться не удалось – даже адреса постоянного у нее нет. Да и что могли сказать в УК, если дом она больше не обслуживает. А вопрос – куда ушли деньги, которые жильцы платили за обслуживание, должны задать все-таки компетентные органы.

Какова судьба дома № 5, как там будут выживать люди? Этот вопрос мы официально адресуем администрации города Шелехова и в надзорные органы.

Газета «Областная» будет следить за развитием событий.