«Трассе мужества» Абакан – Тайшет исполнилось 55 лет

Мосты, жерла тоннелей и петли железнодорожных путей… В 2020 году исполняется 55 лет со дня завершения строительства  легендарной «трассы мужества» Абакан-Тайшет. Она проходит по территории Красноярского края, захватывает Хакасию и Иркутскую область. Этот сложнейший участок прокладывался в 1959-1965 годах, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза. Хроника тех героических лет – в материале «Областной».

Идею проложить дорогу через саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с большой территорией месторождений угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность ее строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.

В 1935 году начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны. В 1936 первая экспедиция из Москвы провела предварительные изыскания северного варианта трассы с выходом на Тайшет и Клюквенную.

Осенью 1942 года, когда под Сталинградом шли жестокие бои с фашистскими захватчиками, очередной экспедиции было поручено разведать трассу будущей железной дороги Абакан – Нижнеудинск. Трое мужчин – 37-летний руководитель Александр Кошурников и два молодых инженера-техника Алексей Журавлев и Константин Стофато отправилась по маршруту Нижнеудинск – Абакан. Отряд прошел до реки Казыр 180 км, делая наброски и чертежи.  А 2 ноября случилась трагедия – плот с участниками экспедиции затащило под лед. Все трое погибли.

Но даже и после смерти участников похода дневники экспедиции послужили делу строительства. В 1958 году было решено отказаться от слишком труднодоступного направления на Нижнеудинск и строить железную дорогу Абакан – Тайшет через хребты. Вышло постановление правительства, 35 тыс. добровольцев с комсомольскими путевками устремились на трассу. Среди них были ветераны строительства, ныне живущие в Тайшете – Елена Соколова, Лидия Гринченко, Екатерина Гудкова, Тамара Каревич.

– В 1956 мы, молодые комсомольцы из Ярославской области, приехали строить вторые пути трассы, – вспоминает Елена Соколова. – Когда заканчивали перегон, вагоны, в которых жили строители,  переезжали на другие станции и так далее до самого  Заполярья.  В 1960 году мы прибыли в Тайшет и поселились в бараках.  Шла отсыпка земляного полотна под укладку путей. Направили нас всех на первый участок, которым руководила Герой труда Софья Васильевна Ефимова. Землю под бетонные и металлические опоры мы копали вручную. Труд был очень тяжелый, но мы были молоды и все выдержали. Техника была бульдозер и грейдер, не то, что сейчас.

Это было очень сложное строительство – трасса пересекает горы, используя по большей части долины рек, вьющихся меж отрогами. Поднимаясь на перевалы, дорога петляет серпантинами. Линия пересекает множество мелких ручьев и речушек и такие крупные реки, как Енисей, Абакан, Туба, Мана, Агул, Бирюса. Строителям предстояло перебросить через пропасти три высоких виадука, а через реки, речки и речушки – 258 мостов и мостиков.

Для прокладки линии Абакан – Тайшет пришлось пробить в горах девять тоннелей. Сооружение тоннелей было поручено двум коллективам метростроевцев – тоннельотрядам №1 и №2. Первый их них пробивал семь тоннелей: Козинский, Каспинский, Кордонский, Кизирский и 3 Джебских. Второй –2 тоннеля: Крольский и Манский. Однако, ему на помощь была направлена еще спецколонна №98, т.к. они были самыми длинными на трассе. Общая длина 9 тоннелей составляет более 10 км, самый крупный из них – Манский – протяженностью 2487 м.


Участок железной дороги «Абакан-Тайшет» в долине р. Туманшет

В 1959 г. на Западный участок строительства были направлены СМП-241, и СМП-159, мостопоезд №802, мехколонна №77. Бригада Даниила Русякина из СМП-237 приступила к укладке первых километров пути от Минусинской протоки до ст. Минусинск. К концу года было отсыпано земляное полотно от Абакана до Кордонского тоннеля (140 км), уложено 66 км главных и станционных путей, сооружены подходы к рекам Енисей, Тубе, к Минусинской протоке. В начале ноября первый поезд прошел по сооруженному участку Клюквенная – Саянская.

«Его вел молодой машинист Василий Кутали, приехавший по комсомольской путевке из Львова. Поезд встречали торжественно и радостно, бросая на паровоз сосновые ветви за неимением цветов», – вспоминают очевидцы тех событий.

  • В 1960 г. на Западном участке было закончено строительство мостов через реки Абакан, Енисей, Тубу, Минусинскую протоку и открыто движение рабочих поездов на участке Абакан – Курагино.
  • В 1961 г. мостоотряд №2 начал работы на самом большом Козинском виадуке. К февралю 1961 г. на Саянскую приехало столько людей, что для их размещения не хватало деревянных домов в поселках. Поэтому было начато строительство крупнопанельных домов.
  • В 1962 г. на западном участке открыто рабочее движение Абакан – Курагино, уложено 48 км главных путей. Закончена проходка тоннелей от ст. Курагино до ст. Джебь, начата установка первых опор контактной сети.
  • 1963 г. – вершина стройки. В июле было открыто движение по Козинскому виадуку на западном участке.
  • С 1964 г. разворачиваются работы по электрификации магистрали. Электромонтажные поезда №№705 и 706 начали монтаж контактной сети, оборудования тяговых подстанций, фидерных ЛЭП и т.д.
  • В 1965 году электромонтажники смонтировали более 1000 км контактной сети, 11 тяговых подстанций, в т.ч. опорную подстанцию на ст. Саянская.
  • С 20 декабря 1965 года началось регулярное движение поездов. В тот день из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли пассажирские поезда. «Торжественная встреча с митингом состоялась 21 декабря на станции Саянская.

– А когда закончили строительство  пути Тайшет- Абакан, произошла встреча строителей  со стороны Абакана и Тайшет в доме культуры на станции Саянская», – вспоминает Елена Соколова.

За самоотверженный труд сотни строителей «трассы мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего орденами и медалями было награждено 745 строителей. По завершении стройки министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан – Тайшет» и вручили его 25 тыс. лучшим строителям. Он стал первой в жизни наградой для многих тысяч самоотверженных молодых людей, прошедших при строительстве этой магистрали «школу жизни».

Фото: архивное агентство Красноярского края