Школа на карантине: Как городские и сельские дети учатся онлайн
Побывать на виртуальном уроке и отправить фото домашней работы на проверку учителю. После весенних каникул школы региона в связи с карантином перешли на новый формат обучения – дистанционный. О том, как его восприняли в городских и сельских образовательных учреждениях, выяснял корреспондент газеты «Областная».
Настоящее испытание
Прошедшая неделя для преподавателя начальных классов иркутской школы № 64 Татьяны Бизиковой была самой сложной за весь учебный год.
– Каждый день на мою электронную почту приходит по 200 писем с домашними работами по разным предметам от двух классов, – рассказывает она. – Все нужно оперативно проверить, разослать комментарии ученикам и выставить оценки в электронный журнал. Если фотографии плохого качества, приходится просить новые. С реальными тетрадями работать было проще и быстрее.
Между тем с онлайн-форматом многие школы Иркутской области знакомы давно: дети регулярно общаются с учителями в мессенджерах и соцсетях, получают домашние задания в электронном журнале, выполняют тесты на разных образовательных интернет-платформах: Zoom, Я-класс, Видеоуроки. Однако резкий переход на дистанционное обучение стал для всех настоящим испытанием.
– Особенно напряженным был первый день онлайн-учебы, когда сайты школьной «удаленки» не выдержали от наплыва пользователей. Не работали порталы, на которых выложены интерактивные уроки, зависали электронные журналы, тормозила видеосвязь. У кого-то не открывались ссылки, кому-то не доходили домашние задания, – продолжает Татьяна Бизикова. – До сих пор возникает много споров в родительских чатах. Мы выходим на связь всем классом в назначенное время и в формате веб-конференций разбираем новые темы. Но есть у нас родители, которые хотят, чтобы дети просто смотрели снятые учителем видеоуроки, без онлайн-общения.
За и против: мнение родителей
– Мы с мужем каждый день ездим на работу. С ребенком сидит бабушка, которая не разбирается в гаджетах, – рассказывает иркутянка Елена Шигунова. – Дочь учится в третьем классе и сама не может подключаться к веб-конференциям с учителем. Домашних заданий у нее стало гораздо больше. Такое ощущение, что она их выполняет бесконечно, с утра до позднего вечера. У бабушки уже начались нервные срывы.
Хотите поделиться опытом дистанционного обучения вашей школы или выразить благодарность учителям – пишите нам на почту og@oirk.ru
А для семьи Поповых, воспитывающих троих детей: дочь третьеклассницу и двух дошколят, переход на дистанционный режим не стал неожиданностью. У папы Владимира удаленная работа, и это не связано с карантином, мама Анастасия – домохозяйка.
– Мы давно привыкли много времени проводить вместе, – рассказывает она. – Технических проблем с онлайн-платформами не было, ребенок все успевает, еще и дополнительно занимается иностранным языком. Как временная мера дистанционное образование допустимо, но постоянно учиться в таком режиме нельзя. Мне кажется, это большой минус, когда дети не общаются друг с другом вживую, нет командной работы.
Ни интернета, ни сотовой связи
Большинство учителей сейчас работают из дома. Если технические условия не позволяют, можно вести уроки из класса, либо взять школьные компьютеры на время домой. Если в семье учащихся нет ноутбука или интернета, можно прийти в школу и распечатать задания, обратившись к дежурному администратору. Эта проблема особенно актуальна для отдаленных сельских территорий. В деревенских школах интернет есть (часто спутниковый), а в домах жителей – нет.
Например, в Жигаловском районе работает 12 школ, в которых обучается почти 1,5 тыс. детей.
– Один ноутбук на многодетную семью – стандартная для нас ситуация, бывает, что и вообще нет компьютерной техники, – говорит начальник управления образования местной администрации Юлия Богатова. – Оптоволокно в Жигалово проложили только в прошлом году. Интернет появился, но дорогой – 1700 рублей в месяц. А это неподъемная сумма для многих селян.
У жителей отдаленных деревень района таких, как Дальняя Закора, Лукино, Тимошино, Знаменка, вообще нет ни интернета, ни стабильной сотовой связи. А продолжать учить детей надо, причем задача школ – выдать образовательные программы в полном объеме и в соответствии с учебным планом. Тут учителя, родители и дети вспомнили про домашние телефоны, которые не отключали. Многие приходят за материалами и заданиями в школу. Сначала родитель берет распечатки в школе, потом, когда ребенок выполнит домашние задания, приносит обратно на проверку. Так каждые три дня.
Нагрузка на учителя
В Жигаловской средней школе № 2 перед тем, как перейти к новому формату обучения, проанализировали технические возможности детей. Выяснилось, что только половина из них может продолжить обучение в онлайн-режиме, так дома есть интернет, доступ к образовательным платформам, скачаны все необходимые приложения, в том числе для видеосвязи. 14% детей могут связываться с учителем только по телефону. У остальных нет техники. Поэтому, по словам директора Марины Петровой, было организовано обучение смешанного типа:
– Это тяжело: учитель должен проверить и реальные тетради, которые принесли в школу, и работы, которые прислали в мессенджеры. Также надо дать задание по телефону, пояснить, проконсультировать. Нагрузка у педагога увеличилась раз в десять.
С этим согласна и завуч иркутской школы № 64 Анастасия Рожкова:
– Учителя с утра до ночи проверяют домашние задания и осваивают новые способы передачи информации. Не позавидуешь и ветеранам школы, у которых общение с техникой часто вызывает трудности. Мы подключили к ним молодых специалистов, которые могут все показать, разъяснить.
Школьный психолог – в помощь взрослым
В период карантина к школьному психологу за помощью чаще обращаются не дети, а их родители – по телефону, через видеоконференции, мессенджеры.
– Дети восприняли новый формат учебы положительно: сбылась их мечта учиться, не выходя из дома! – говорит психолог иркутской школы № 64 Александра Ильина. – В родительской же среде много стресса, тревоги и паники. Мамы и папы в замешательстве, что пришлось взять на себя ответственность за организацию учебы ребенка, ведь «дистанционка» свалилась внезапно и как функционирует, до конца не понятно. Некоторых страшит неопределенность: кто-то потерял работу, кто-то в простое. Как долго все продлится – неизвестно.
Главный совет – не поддаваться панике, ведь растерянность родителей в такой непростой ситуации усиливает тревогу у детей. Школьный психолог рекомендует взрослым организовать семейный совет и спокойно рассказать ребенку, почему сейчас нужно оставаться дома, почему важно не прекращать занятия и как будет организована жизнь семьи в этот период. Правильнее будет сохранять привычный распорядок дня, мотивировать и хвалить школьника за каждое сделанное упражнение или решенную задачу, не запрещать ему общаться с одноклассниками в сети.
– Если родители сделают из карантина трагедию, будут транслировать пессимистичный настрой, говоря, что продукты заканчиваются, денег нет, работы нет, эта самоизоляция для ребенка может оказаться очень травмирующей. Нужно объяснять детям, что все проблемы решаемы, бояться нечего, – советует Александра Ильина.
По ее словам, к концу недели обучения в новом формате паники и беспокойств в школьных чатах стало меньше. Родители благодарят учителей за терпение и профессионализм. А в некоторых школах даже устроили онлайн-флешмобы в поддержку дистанционного обучения.
Игорь Кобзев: Важно, что учебный процесс не останавливается
Организацию дистанционного обучения в иркутской школе № 71 проверил врио губернатора Игорь Кобзев. На сайте школы создали образовательную платформу. Там можно найти расписание онлайн-уроков, ссылки на скайп-адреса преподавателей.
– Большое спасибо педагогам: в ситуации сориентировались, все грамотно организовали. Сейчас важно, чтобы не пострадало качество образования. Если старшеклассники более самостоятельные, то младшим и средним классам, их родителям тяжелее. Главное, что образовательный процесс не останавливается. Дети и учителя осваивают новые форматы, и учебный год будет закончен, как полагается, – отметил Игорь Кобзев.
Остались вопросы – звони и пиши!
Пока процесс дистанционного обучения отлаживается, у учителей и родителей возникают вопросы. Задать их можно по телефонам горячей линии министерства образования Иркутской области: 8-3952-20-16-38 и консультационного центра Института развития образования: 8-3952- 500-904. Кроме того, вопросы принимаются на сайте газеты «Областная» по ссылке http://www.ogirk.ru/conf/dist-edu/.