Студенты и преподаватели иркутских вузов – о дистанционке
Университет опустел
Вузы Приангарья из-за пандемии продолжают работать в дистанционном режиме. Насколько готовы студенты и преподаватели к новому формату? Все ли дисциплины можно перевести в онлайн? Кто остался в студенческих общежитиях на карантине? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент газеты «Областная».
Без технических трудностей
Большинство иркутских вузов уже во второй половине марта перевели студентов на дистанционную форму обучения. Хорошая техническая база позволила это сделать быстро и качественно. Студенты контактируют с преподавателями через мессенджеры, социальные сети, электронную почту. В университетах есть внутренние интернет-порталы с личными кабинетами. Там педагоги выкладывают учебный материал, задания, инструкции. А дальше все как в школе: выполнил работу – отправь фотоотчет.
Как рассказали в Иркутском государственном университете путей сообщения, для онлайн-обучения используется несколько образовательных платформ. Согласно промежуточным данным ими пользуются более 17 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Интересно, что по статистике самым популярным устройством для удаленной работы является смартфон, и только потом персональный компьютер.
Для удобства студентов иркутский транспортный вуз настроил формат цифрового документооборота. На его сайте можно заказать справку об обучении, доходах, написать заявление на материальную помощь и социальную стипендию. А еще ИрГУПС одним из первых в Иркутске провел день открытых дверей в онлайн-режиме, сейчас ведется активная работа по подготовке к возможной онлайн-сессии и защите дипломов.
– Сегодня университет опустел. Однако вынужденную необходимость работы в дистанционном режиме мы можем рассматривать не как препятствие, а как возможность ускоренной трансформации образовательного процесса, – прокомментировал ректор ИрГУПС Сергей Каргапольцев.
В Иркутской национально-исследовательском техническом университете не первый год используют технологии, сочетающие традиционные формы аудиторного обучения с элементами электронного. К моменту перехода на дистанционный режим в вузе уже были внедрены более 1500 электронных образовательных курсов. Как пояснили в пресс-службе, здесь работает свой Центр электронного обучения, есть собственная видеостудия для записи учебных видеоматериалов.
В Иркутском государственном аграрном университете технических трудностей для дистанционного образования нет. Проблема в другом – местные студенты живут в селах и отдаленных деревнях, где нет интернета, да и с сотовой связью плохо, рассказал проректор по учебной работе Валерий Просвирнин.
Хорошо получилось адаптировать под дистант гуманитарные и теоретические направления, не пострадала даже математика. А вот сложным удаленный формат оказался для естественно-научных направлений: в онлайн невозможно проводить лабораторные работы по химии, биологии… Не подошла удаленка инженерным специальностям, а также клиническим дисциплинам, которые изучают студенты-медики.
– Поэтому сейчас у нас в основном идет акцент на теоретическую подготовку. Когда карантин закончится, будем много заниматься практикой, – отметил Андрей Щербатых, проректор по учебной работе Иркутского государственного медуниверситета.
Не хватает живого общения
Преподаватель ИРНИТУ Виктория Франтенко в этом семестре ведет дисциплины по направлению «Продукты питания из растительного сырья». Главным минусом онлайн-формата она назвала отсутствие живого общения.
– У меня курсы электронные разработаны давно, теперь их пришлось дополнять заданиями. Но я предпочитаю живое общение со студентами. Многое невозможно показать через интернет. Когда проверяешь курсовую работу в обычном режиме, студентам сразу можно указать на ошибки, добиться обратной связи, – поделилась она.
Иван Глебец, старший преподаватель факультета психологии ИГУ уверен, что использование университетских электронных ресурсов является большим плюсом для образовательного процесса, так как через систему видно всю активность студента, вплоть до просмотра материала:
– И если раньше на семинаре выступали, например, шесть-восемь человек, то теперь задания выполняют все.
Преподаватели ИГУ отмечают, что технически, в плане представления материала, дистанционные занятия не хуже очных. При этом в будущем, после снятия карантинных мер можно проводить дистанционно часть занятий, например, для студентов из Ангарска, Шелехова или для людей с ограниченной мобильностью.
Мы все очень растерялись…
О том, как организована учеба в онлайн-формате, рассказала студентка ИФИЯМ ИГУ Дарья Ардамина:
– Преподаватели дают необходимую информацию по электронной почте, объясняют задания, а старосты рассылают все по группам. Новый материал так усваивать гораздо сложнее. Зато в связи с отсутствием пар свободного времени появилось больше.
Студентка БГУ Алина Кириллова рассказала, что дистант ей нравится:
– Стала продуктивнее работать. Если в вузе я провожу время с утра до вечера и не успеваю потом выполнять домашнее задание, то сейчас достаточно времени, чтобы все сделать. Еще новый формат нравится тем, что экономлю деньги на дороге и питании. Из минусов – не хватает живого общения с преподавателем французского языка.
А вот студентам-медикам оказалось не очень комфортно учиться в новых условиях.
– С переходом в новый режим мы все очень растерялись, включая наших преподавателей, ведь многие из них – люди пожилого возраста. Лично мне такое обучение не нравится, как и всей нашей группе. Мы не можем общаться с пациентами, никакой практики. Например, у нас экзамен летом по топографической анатомии и оперативной хирургии – что мы можем дистанционно изучить? Это предмет, на котором нас учат делать хирургические швы на органах человека. Разве возможно сдавать этот экзамен по скайпу? Конечно, нет. А научиться писать историю болезни, выставлять диагноз, назначать лечение, контактируя с педагогом в мессенджерах? Для всего этого нужно реальное взаимодействие, – уверена Александра Щипакина, студентка ИГМУ.
Оставшиеся в общежитиях
Большая часть вузовских общежитий на сегодняшний день опустела. Многие студенты разъехались по домам еще в середине марта, когда объявили длительные каникулы. Сейчас в общежитиях проживают в основном студенты из отделенных территорий России и иностранцы, остались некоторые старшекурсники, студенты-волонтеры.
– Я из Таджикистана, поэтому вернуться на родину проблематично: границы закрыты, – рассказал Фатхиддин Мухиддинов, студент Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ. – По этой же причине остались в общежитиях студенты из Казахстана, Украины, Кореи, Индии… В общежитии сейчас очень жесткий режим. Покинуть здание можно не дольше, чем на час: магазин, аптека, больница. У многих из нас проблемы с деньгами. До пандемии студенты активно подрабатывали, например, я работал фрилансером по специальности. Заработка хватало на жизнь, оплату учебы, иногда помогали родители… А сейчас все без заработка. В этот трудный период очень помогла иркутская таджикская диаспора. Примерно 100 студентов получили по 16 кг продуктов.
Чтобы сократить финансовую нагрузку на учащихся во время режима самоизоляции, в некоторых вузах региона существенно снизили, а иногда даже и совсем отменили плату за проживание в общежитиях. Полностью освободили от платы за общежитие студентов ИРНИТУ. А ИГУ на период карантина уменьшил плату за общежитие в два раза. Студенты этого и других вузов, которые временно съехали из общежитий, могут воспользоваться перерасчетом стоимости коммунальных услуг и не платить за время своего отсутствия.
Обучающиеся всех вузов региона, попавшие в сложную жизненную ситуацию (вне зависимости от формы обучения), могут обратиться с заявлением на имя ректора на оказание материальной помощи за счет стипендиального фонда.
Перерасчета не будет
С переходом на дистанционный режим у студентов, обучающихся на коммерческой основе, возник вопрос: можно ли требовать перерасчета сумм, выплачиваемых за обучение в связи с изменением обстоятельств. Министерство образования прокомментировало, что образовательные услуги предоставляются в том же качестве и объеме. Кроме того, дистанционная форма обучения связана с большими затратами вуза, по сравнению с традиционным форматом занятий. Отдельные затраты вуз несет на покупку лицензии и поддержку специализированного программного обеспечения.
– Есть пояснения министерства науки высшего образования, где говорится, что дистанционное обучение приравнивается к очному. И поэтому изменений условий договора не предусматривается, – сказал начальник учебно-методического управления ИГУ Дмитрий Матвеев.
Представители других вузов также прокомментировали, что перерасчет в пользу студентов не обоснован. В вузах пояснили, что занятия, требующие специального материально-технического и программного обеспечения, будут перенесены на более поздний срок. Некоторые учебные практики тоже сдвинутся, например, у студентов-геологов, которые должны выезжать на полевые работы. Промежуточные и итоговые аттестации, госэкзамены, защиты дипломных работ, возможно, пройдут в заочном режиме.
Колледжи и техникумы в онлайн-режиме
До 30 апреля продлено дистанционное обучение в Иркутском региональном колледже педагогического образования. Директор ИРКПО, депутат Законодательного Собрания Иркутской области Галина Кудрявцева рассказывает, как прошли первые недели нового образовательного формата:
– Переход на дистант был осуществлен с 25 марта буквально в три дня. В условиях объявленной ВОЗ пандемии коронавируса, которая стала шоком для всего коллектива педагогов и студентов, удалось оперативно перестроиться в рекордно короткий срок. Вся предыдущая деятельность ИРКПО по созданию цифровой образовательной среды, использование в практике многих педагогов и студентов элементов дистанционного обучения позволили быстро принять правильные решения, выбрать проверенные варианты программного обеспечения. В колледже начали осваивать дистанционное обучение еще пять лет назад. В качестве эксперимента одну из педагогических дисциплин перевели в этот формат. Позже наши педагоги стали использовать отдельные элементы дистанционного образования в преподавании других дисциплин. То есть определенный опыт этой деятельности у нас есть.
Кстати:
Сроки вступительных испытаний будут сдвинуты
Об изменении сроков приемной кампании сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. По его словам, вступительные экзамены будут отложены на срок от двух недель из-за переноса сроков сдачи школьниками ЕГЭ. Он озвучил конкретные даты: последний срок подачи документов на бюджетные места — 10 августа (переносится с 26 июля), первая волна зачисления — 19 августа (с 3 августа), вторая волна — 24 августа (с 8 августа). Между тем, начало вузовской приемной кампании остается прежним — 20 июня.