Подвиг во имя искусства и жизни
В годы войны, несмотря на многочисленные трудности, культурная жизнь в наших краях не замирала ни на минуту. В театрах ставились спектакли, в кинотеатрах шли фильмы, поднимавшие в людях чувство патриотизма. И обязательно перед каждым фильмом демонстрировался киножурнал о последних известиях с фронта. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. А творческие работники, которые остались в тылу, выезжали с концертами в воинские части, госпитали, рабочие и сельские клубы, производственные цеха и на колхозные полевые станы страны.
Театральные бригады
Есть выражение – «Когда говорят пушки, Музы молчат». Но в Великую Отечественную войну иркутские музы не молчали.
Воскресенье 22 июня 1941 года в Иркутском драматическом театре было обычным рабочим днем. Давали комедию белорусского драматурга Кондрата Крапивы «Кто смеется последним». Директор Владимир Иванович Бессараб в первые же дни войны ушел на фронт. А театр подчинил свою жизнь, свое искусство задачам обороны страны. В июле 1941 года творческий коллектив всего за две недели выпустил яркий патриотический спектакль «Парень из нашего города» К. Симонова.
В 1942 году иркутский театр одним из первых в Советском Союзе поставил пьесу К. Симонова «Русские люди» и «Нашествие» Л. Леонова. В декабре 1942 года состоялась премьера пьесы А. Корнейчука «Фронт». В 1944 году в театре играли «Сталинградцев» Ю. Чепурина и «Так и будет» К. Симонова. Последняя постановка пользовалась особым, исключительным успехом и прошла 300 раз.
В первые годы войны театр, отвлекаясь на стремительно развивающиеся события в стране, создал специальные бригады, которые выезжали с концертами в воинские части, госпитали, рабочие и сельские клубы, производственные цеха и на колхозные полевые станы. Первый «Боевой теа-сборник» был подготовлен уже 11 сентября 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны многие артисты и режиссеры Иркутского ТЮЗа также были участниками фронтовых бригад под руководством Петра Ивановича Лаврова. Театр активно вел военно-шефскую работу, играл премьеры, обслуживал госпитали, воинские части, войска Забайкальского военного округа, оборонные предприятия. География военных гастролей – от Красноярска до Дальнего Востока.
Традиционно театр проводил благотворительные балы, вечера водевилей, собирая средства в различные фонды: обороны страны, строительство танков, эскадрильи самолетов «Советский артист», помощи детям фронтовиков. 20 актеров театра были награждены грамотами за активную военно-шефскую работу.
С бригадой артистов иркутских театров ведущая актриса ТЮЗа Таисия Федоровна Козлитина побывала в частях 2-го Украинского фронта. Иркутяне за 43 дня дали 61 концерт. Выступать приходилось под открытым небом, в палатках, поездах, полевых госпиталях.
В 1941 году в Иркутск приехал на шестимесячные гастроли Горьковский театр музыкальной комедии. С началом Великой Отечественной войны он был эвакуирован сюда. На базе актерской труппы горьковского театра, а также при участии актеров московского был создан музыкальный театр в Иркутске. Первым его директором стал известный актер Л. Сагайдачный. Артисты также стали участниками фронтовых бригад.
В Иркутской филармонии уже в июле 1941 года была готова к выпуску первая оборонная программа на тему: «Великая Отечественная война». Ее ставили в клубах, красных уголках, на предприятиях во время перерывов, перед началом киносеансов.
В 1942–1944 годы в Иркутске работал коллектив эвакуированного с Украины Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
Подвиги писателей и художников
С первых же дней войны объявили себя мобилизованными на творческом фронте писатели и поэты. На политической и журналистской работе в частях Забайкальского фронта находились писатели Георгий Марков, Константин Седых, поэты Иван Молчанов-Сибирский, Иннокентий Луговской, Александр Гайдай. Поэты выпустили несколько сборников поэтических произведений, воспевавших подвиги земляков на фронте и в тылу. Книги иркутских писателей и поэтов в военные годы регулярно выпускались областным книжным издательством. За годы войны оно выпустило 213 названий книг и брошюр тиражом 23844 тыс. экземпляров.
В военные годы в Иркутске работала небольшая, но сплоченная группа художников. На фронт ушли молодые художники А. Закиров, А. Руденко, И. Юшков, Н. Семенов и другие. Оставшиеся в тылу приложили все усилия к тому, чтобы запечатлеть в своих произведениях всенародный подвиг. Художник Виталий Рогаль в 1941 году ушел на фронт, где получил три тяжелых ранения. За время войны он написал 18 крупных работ и сделал множество набросков.
Фронтовые песни
Немалый вклад в борьбу с врагом внесли военные музыканты. Сегодня Иркутский областной Дом народного творчества рассказывает жителям Приангарья об артистах Победы, проводит фестиваль «Фронтовая концертная бригада «Во славу Победы».
Чтобы почтить их память, жители Приангарья собирают концертные бригады и поют полюбившиеся всем фронтовые песни – родные и понятные, слитые с драматическими днями войны. Современные артисты всеми силами пытаются передать ту самую атмосферу: так, например, сцена может легко превратиться в кузов ретро-грузовика, а коллектив спеть под аккомпанемент баяна.
Неотделимо от Великой Победы имя слепого музыканта, народного баяниста Ивана Ивановича Маланина. Как рассказала председатель комитета по культуре Заларинского района Любовь Васильченко, во время войны Иван Иванович разъезжал с агитбригадой, давал концерты на радио и со сцены. Его творчество не давало унывать и опускать руки в минуты отчаяния, боли и страха. Маланин стал настолько популярным, что после войны его регулярно приглашали на радио – передач с виртуозным гармонистом с трепетом ждали тысячи слушателей.
Знак офицерской доблести
Большую культурно-просветительскую работу среди населения вели музеи и библиотеки города. Областной краеведческий музей не только знакомил иркутян с прошлым, но и собирал материалы о трудовых и боевых подвигах сибиряков в годы войны. Интенсивную пропаганду классической и современной живописи вел старейший в Сибири художественный музей.
Предметы, документы и фотографии военных лет сегодня хранятся не только в фондах музеев Приангарья, но и в частных галереях. В выставочном комплексе «Собрание Спешилова» в Иркутске представлена и великолепная линейка русского холодного оружия. Экспозиция для настоящих мужчин – «Знак офицерской доблести» – прекрасный раздел коллекции, где представлено порядка 400 уникальных экспонатов холодного оружия. Граненые кинжалы, шпаги, сабли, палаши, кортики… Коллекционер и основатель галереи Александр Спешилов может рассказать о каждом предмете целую историю.
Любовь к кортикам у него, от отца Михаила Андреевича, который служил военным моряком с 1940 по 1947 годы. Папа, уроженец черемховского села Бельск, от моряка дослужился о старшины второй статьи. Войну моряк встретил во Владивостоке, на острове Русском.
От тех времен осталась фотография, сделанная 22 июня 1941 года. На обороте надпись: «Бухта Ю. Группа салаг, слева направо… и фамилии…» Отец держит в руках развернутый Андреевский флаг. Парни из-за разницы в часовых поясах еще не знают о начавшейся войне. Вечный снимок из армейской юности.
Потом этих «салаг» разметает по трудным дорогам Восточного фронта. Отец Михаил Андреевич – участник войны с Японией, получил боевые награды. Он также был участником караванов, перегонявших во время войны по «ленд-лизу» военные корабли из Калифорнии (США) на Дальний Восток СССР. История отца бережно хранится в семейном архиве.
А само увлечение холодным оружием у Александра Спешилова началось с детства. Послевоенные мальчишки любили играть железными острыми предметами. «Баловались ножичком», как писал свидетель послевоенных лет Владимир Высоцкий. У Александра Спешилова детское баловство вылилось в коллекционирование холодного оружия. 20 лет назад он начал собирать сабли, шашки, шпаги, палаши, кортики, охотничьи ножи.
Все предметы его коллекции – аутентичны. Каждая вещь, а их в коллекции свыше 400 – с удивительным прошлым. Уникальна история военного кортика, подаренная армейскому офицеру, полковнику Шарапову руководством Военно-Морского флота СССР. Офицер выполнил боевое здание на Корейской войне 1954 года. О большем могут рассказать только рассекреченные армейские архивы…
Зная о страсти коллекционера, друзья дарят Спешилову новые экспонаты. Так в его собрании появилась культовая вещь – серебряный нож зажиточной бурятки, датированный прошлым веком. Вся семья разделяет интерес коллекционера. И сам он полон новых идей. А значит, лучшие находки – еще впереди…
При подготовке публикации использованы архивные материалы Сергея Трофименко, Александра Ануфриева, Надежды Полуниной, ИОДНТ.