Байкальский гибрид

Ученым Лимнологического института СО РАН удалось скрестить байкальского омуля с пелядью. Полученное в результате гибридизации потомство обладает высокой жизнестойкостью пеляди, а от омуля новому виду передались пищевая ценность и деликатесные вкусовые качества.

Сиговые виды – древние и многочисленные представители байкальской подводной фауны, снискавшие славу ценных промысловых рыб. За миллионы лет со времени превращения Байкала в холодноводный водоем они прошли сложный эволюционный путь, приспосабливаясь к изменениям, которые происходили в экологической системе самого глубокого пресноводного озера планеты. В процессе адаптации сиговые приобрели немало полезных качеств, которые помогли им не только сохраниться в Байкале, но и расселиться в других водоемах.

Фундаментальная наука давно изучает способность сиговых рыб к адаптации как свойству, позволяющему выживать в меняющихся климатических условиях. В то же время работа ученых выходит за рамки чисто научных экспериментов. Они изучают процессы скрещивания сиговых рыб в природных условиях. Для каждой из форм создается собственный паспорт, в котором описываются их генетические, физиологические свойства, а также поведенческие особенности. Эти сведения играют ведущую роль для организации товарного рыборазведения.

Эксперименты стали эффективнее после того, как в Лимнологическом институте появился пресноводный аквариумный комплекс. В его состав входит оборудование, позволяющее создать «живую воду» – замкнутый цикл водоснабжения, обеспечивающий условия, максимально приближенные к естественной среде обитания.


 

Мы можем моделировать различные условия, исследовать поведение рыб и на практике применять методы скрещивания различных видов для получения потомства, – рассказала сотрудник лаборатории ихтиологии, кандидат биологических наук Любовь Суханова. – Цель такой работы – добиться объединения ценных качеств разных видов сиговых рыб в их гибридах, чтобы выращивать ценный пищевой продукт в искусственных условиях.

Пелядь была выбрана благодаря ее жизнестойкости, высокой способности размножаться в искусственных условиях, обилию икры, которую можно получить для оплодотворения. В прошедшем столетии этот вид сиговых акклиматизировали во многих водоемах Евразии, активно используют в прудовом товарном рыбоводстве. Что касается байкальского омуля, то этот любитель открытых чистых вод в основной массе не приспособлен для искусственного выращивания. Но, как показали исследования, положительный результат можно получить, если использовать для гибридизации представителей популяций омуля, обитающих в теплой воде прибрежной зоны Байкала. При этом ученые установили, что наиболее продуктивным является вариант, при котором в процессе скрещивания участвует самка омуля и самец пеляди.

Сегодняшнее состояние рыбных запасов Байкала вызывает тревогу ученых. Численность продуктивного стада подорвана промысловым выловом омуля, браконьерством, неблагоприятным воздействием на экологическую систему озера. В последние два года биомасса омуля сохранялась на уровне 7,5 тыс. тонн, что в три раза ниже средних многолетних значений. В связи с этим на промысловый лов омуля в Байкале наложен запрет. Компенсировать потери рыбных запасов за счет расселения в Байкале новых видов не представляется возможным. «Новоселы» с их способностью к быстрому размножению и хорошим «аппетитом» могут нарушить экологическое равновесие, нанести вред исконным обитателям байкальских глубин. Кроме того, полезные свойства гибридов со временем «растворятся» в последующих поколениях при скрещивании с аборигенами Байкала.

– С учетом всех этих обстоятельств регулярное искусственное получение гибридного потомства с заданными свойствами и его выращивание в замкнутых водоемах приобретает особое значение, – убеждена Любовь Суханова.– Оно остается наиболее эффективным способом удовлетворить товарную потребность в ценных видах сиговых рыб.

По мнению ученых, при организации аквакультуры необходимо учесть, что сохранение полезных свойств гибридов сиговых рыб ограничено во времени. Поэтому самой надежной является технология, при которой рыба не подвергается хранению, а используется для приготовления сразу после вылова. Это позволяет не только повысить вкусовые качества, но и сохранить полезные свойства свежего продукта. Большое значение имеет и возможность получения биологического материала для выращивания гибридов, который может использоваться специалистами рыборазводных предприятий.

– Гибридизация сиговых рыб обладает большим потенциалом, – считает Любовь Суханова. – В то же время на базе рыборазводных комплексов можно организовать не только исследовательскую работу, но и заняться просветительской, образовательной деятельностью.

 

Омуль дает приплод

Этой весной ученые зафиксировали большой объем ската личинок омуля с естественных нерестилищ реки Селенга. Их численность составила порядка 1,2 млрд, что равняется общему объему ската за последние пять лет.

Подсчет вели специалисты Байкальского филиала «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии». По словам заведующего лабораторией сырьевых исследований института Андрея Бобкова, это результат продуктивного осеннего нереста байкальского эндемика. Омуль сумел подняться по Селенге выше Улан-Удэ, где сложились хорошие условия для выживания икры. В то же время говорить о существенном влиянии ската личинок на увеличение рыбных запасов Байкала пока не приходится. Численность нерестового стада омуля в озере продолжает оставаться крайне низкой – менее 300 тыс. особей. Сегодняшние личинки смогут пополнить его только через три-четыре года.

Кроме Селенги специалисты института наблюдают за состоянием условий для нереста в других реках, впадающих в Байкал. Результаты этих исследований имеют большое значение для формирования объективного представления о возможностях роста омулевого стада. На его численность влияют не только результаты нереста, но и другие факторы. В их числе оскудение кормовой базы омуля, снижение уровня воды в байкальских реках, незаконная добыча байкальского эндемика браконьерами.

Эти причины и обуславливают запрет на вылов омуля, возобновлять который нецелесообразно, – считает Андрей Бобков. – Для отмены ограничений необходимо, чтобы выросла биомасса омуля в целом, а для этого надо ждать, когда повзрослеют молодые рыбы.