Киренский район: Здесь тыл был фронтом

Линия фронта в годы войны проходила не только по полям сражений. И пусть Киренский район отделяли от передовых рубежей тысячи километров, подвиг его жителей тоже навсегда вошел в летопись Великой Отечественной. Почти 6 тысяч киренчан было призвано на фронт, четверо были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Весомый вклад в общее дело победы внесли работники заводов и колхозов Киренского района. Это их стараниями в кратчайшие сроки был построен аэродром, чтобы обеспечить воздушный мост через Аляску в Сибирь, а легендарный земляк, полный кавалер Орденов Красного знамени Григорий Корзенников, бил фашистов на персональном самолете.  

 

Киренчане – защитникам Родины

Как только было объявлено о военном положении в стране, в адрес военкома Киренска начало поступать большое количество заявлений о добровольном зачислении в ряды действующей армии. Киренчане просили направить их на передовую.

За годы войны из Киренского района было призвано на фронт 5947 человек, в том числе 37 женщин. Многие из них показали себя доблестными и отважными защитниками Отечества. Трое земляков – Петр Тюрнев, Алексей Андреев и Степан Кузаков стали Героями Советского Союза. К ним с полной уверенностью можно присоединить и Матвея Подымахина, который хоть и родился в соседнем, Казачинско-Ленском районе, но с малых лет жил и учился в Алымовской школе, а по путевке Киренского райкома комсомола был направлен в Военно-Морской флот. С начала демобилизации из Красной Армии и Военно-Морского флота воинам-киренчанам были вручены 1050 правительственных наград. 990 человек получили медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» 50 – медали «За победу над Японией».


Работница колхоза «Ленский рабочий» Пласкеева А.А.

 

Не меньший героизм проявляли во время военного лихолетья и труженики тыла, ставя все на алтарь Победы. Несмотря на нехватку людей, машин, тракторов в 1941 году Киренский район справился с выполнением задач в сельском хозяйстве лучше, чем в предвоенное время. Вовремя и полностью со всей площади были убраны зерновые и технические культуры. План по всем видам обязательных поставок государству был выполнен на 100%, а по мясу и картофелю – перевыполнен. Все колхозы района в самый тяжелый для страны 1943 год сдали государству сверх плана 60 тыс. центнеров хлеба. Киренский район вышел победителем в предоктябрьском социалистическом соревновании и занял первое место по области. Образцы самоотверженного труда показали механизаторы Киренской МТС Наталья Хромова, Анна Хорошева, Елена Карманова, выполнив план на 200%.

Отказывая себя в самом необходимом, люди отправляли бойцам-красноармейцам деньги, теплые вещи, продукты. Трудящиеся Киренского района внесли в фонд Красной Армии 2 479 287 рублей наличными деньгами и на 3 450 000 рублей облигаций государственных займов. На строительство танков было внесено около 3 млн рублей. Для солдат было собрано и отправлено на фронт около 30 тысяч теплых вещей, десятки тысяч посылок с продуктами, 400 пудов пельменей.  Киренская райзаготконтора «Заготживсырье» сдала государству на 419718 рублей пушнины сверх плана, а всего было сдано «мягкого золота» на 1832400 рублей.

Большую помощь жители оказали и для восстановления хозяйства освобожденным районам, вложив в общее дело около 1,5 млн рублей. Пятьсот детей фронтовиков были устроены в детские учреждения, 300 ребятишек пользовались бесплатными завтраками в школе. За годы войны комсомольцы и молодежь района собрали в помощь детям, пострадавшим от немецкой оккупации, 700 тыс. рублей. Кроме того, в 1944 году комсомольцы заработали на воскресниках 30 тыс.  рублей и передали их в помощь детям фронтовиков своего района.

Поскольку основное число трудоспособных мужчин было призвано в армию, в тылу их заменили старики, женщины и подростки. Только за первый год Великой Отечественной войны на руководящую колхозную работу были выдвинуты 63 женщины-колхозницы. 286 женщин стали трактористами, машинистами, пахарями, сеяльщиками.

 

Воздушный мост АЛСИБа

В октябре 1941 года государственный комитет обороны принял постановление о создании воздушного моста через Аляску и Сибирь для поставки по ленд-лизу самолетов из США. Требовалось проложить надежный воздушный путь. Началась подготовка воздушной трассы через Аляску и Сибирь. В историю перегоночной трассы вошел и Киренск. Строительство аэродрома в сибирском городе началось в октябре 1941 года, и велось практически вручную: лопатами, ломами и кирками. На стройке работало около 700 местных жителей. По разнарядке близлежащие колхозы выделяли 100 лошадей для перевозки гравия. Из техники имелись лишь один трактор и две машины. Рабочие трудились в две смены без единого выходного.

18 июня 1942 года, когда в Киренске была готова вчерне взлетно-посадочная полоса, построены служебные здания и радиостанция, работу приняла в эксплуатацию комиссия главного управления ГВФ, а в начале 1943 года аэродром передали из Восточно-Сибирского управления в ведение трассы АЛСИБ. Всего за годы войны по ленд-лизу из США было поставлено 14795 самолетов, причем только по трассе «Аляска -Сибирь» перегнано 8000 единиц.

 

Самолет – в подарок

Григория Михайлович Корзенников – личность по-настоящему легендарная. Участник боевых действий в Испании, на Халхин-Голе, в Монголии. Большой боевой путь ему пришлось пройти в годы Великой Отечественной войны. Гвардии полковник, командир 135 Витебского дважды Краснознаменного штурмового авиаполка участвовал в разгроме вражеских войск во время многих фронтовых операций, помогая наземным войскам продвигаться вперед. Войну полк Корзенникова закончил 10 мая 1945 года под Прагой. А о ратных подвигах Григория Михайловича свидетельствуют два ордена Красной Звезды, пять орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, орден Александра Невского и множество медалей.

Свой трудовой путь Григорий Михайлович начал на Киренском Красноармейском заводе кузнецом. Осенью 1931 года, когда был брошен клич «Молодежь, на самолеты!» райком ВЛКСМ направил его на учебу в школу летчиков Западно-Сибирского края. С того времени свою жизнь он посвятил небу.

Об подвигах своего земляка киренчане были наслышаны задолго до наступления Победы. В 1944 году рабочие Красноармейского завода собрали средства на постройку боевого самолета и обратились к Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину с телеграммой, в которой содержалась просьба построить на собранные средства самолет для Григория Корзенникова. Сталин просьбу удовлетворил. Во время освобождения Белоруссии ценный дар с надписью на борту «От сибирских тружеников г. Киренска – земляку Корзенникову» был вручен командованием в торжественной обстановке адресату. На этом самолете Григорий Михайлович громил врага до самой Победы.

2 сентября 2019 года в честь окончания Второй мировой войны на центральной площади Киренска был открыт единственный памятник в Иркутской области, посвященный участникам этой героической трассы. Он состоит из трех парящих самолетов, «Бостон», «Аэрокобра» и «Киттихок»,  модели которых выполнены местными умельцами из найденных поисковиками останков крылатых машин времен Великой Отечественной войны.