На страже здоровья

История «Медсанчасти ИАПО» началась со строительства авиазавода в поселке Иннокентьевский города Иркутска. В далекие 1930-е годы ее коллектив самоотверженно боролся с инфекционными заболеваниями, вспыхнувшими на заводской стройке. В 1940-е – лечил фронтовиков Великой Отечественной войны в полевых и тыловых госпиталях. В трудное послевоенное время строил корпуса и развивал лечебное дело, положив начало профилактической медицине на предприятии. А начало нового тысячелетия открыло перед медсанчастью новые перспективы, позволив выйти на самый современный уровень оказания медицинской помощи. Все эти вехи закалили коллектив, обогатили его традициями, главная из которых во все времена оставалась неизменной – стоять на страже здоровья людей.

 

С первого дня – на «передовой»

Мало кто знает, но «боевое» крещение медсанчасти ИАПО пришлось пережить буквально с первых дней работы. В 1934 году был построен Иркутский авиационный завод и почти одновременно с ним появилось первое отделение медсанчасти: в одном из заводских бараков был открыт санпропускник. На строительство завода народ приезжал разный: молодые ребята, призванные комсомолом, получившие рабочие специальности в ремесленных училищах, семьи с детьми, привлеченные вербовщиками. Ехали крестьяне из глухих российских деревень, спасаясь от голода и нищеты, а с севера прибывали освободившиеся из мест заключения. Многие заболевали уже в дороге – сказывались простуда и разного рода инфекции. Но самым тяжелым ударом стала эпидемия сыпного тифа.

Тушить «пожар» вспыхнувшей инфекции была направлена молодая аспирантка Нина Ильинична Мартынюк (впоследствии доктор медицинских наук, профессор Иркутского мединститута). Вместе со своей студенткой помощницей Пашей Рудиной они обходили тесные комнаты бараков, выявляя заболевших. Обход затягивался до полуночи.

В декабре 1932 года первым штатным врачом на строящийся завод был назначен Давид Исаевич Рубанович. Вместе с ним прибыла и его супруга, тоже специалист-медик Ревекка Лазаревна Машкович. Врачи и медсестры самоотверженно боролись с инфекциями, до тех пор, пока не выиграли эту «битву».

7 марта 1935 года в поселке авиастроителей открылась поликлиника. Был организован прием терапевтов, хирурга, начали работать гинекологический, «глазной», «зубной», кожно-венерологический, детский кабинеты, скорая помощь. Медицинская служба завода расширялась – в 1936 году открылась первая больница на 10 коек. В этот год на смену Давиду Исаевичу Рубановичу пришла новый руководитель – молодая и энергичная Мария Григорьевна Смайкина. К 1941 году медучреждение окончательно оформилось в медико-санитарную часть Иркутского авиазавода № 39 им. И.В. Сталина.

 

На военном положении

Воскресный день 22 июня 1941 года, по воспоминаниям старожилов, был ярким и солнечным. Коллектив медиков дружно отправился спозаранку на протоку Ангары – любимое место отдыха заводчан. Возвращались в поселок, еще не зная о страшной вести. Поразила тишина на улицах, встревоженные лица людей, толпившихся у черных тарелок репродукторов.

Вскоре война вошла в каждый дом. Начались проводы на фронт отцов и братьев. Девушки устремились на курсы санитарок и связисток. В поселке настали трудные будни тыла. В Иркутский авиазавод влился эвакуированный московский авиазавод имени Менжинского и авторемонтный завод ГАРЗ-4.

Большинство медиков ушли на фронт, но вместе с тем медсанчасть пополнилась прибывшими специалистами. Число пациентов также возросло многократно: в заводском поселке пришлось разместить свыше 17 тыс. эвакуированных работников из Москвы, а также членов их семей. Медсанчасти выделили кирпичное трехэтажное здание, где прежде находился заводской отдел найма. Главврачу Марии Григорьевне Смайкиной удалось выстроить четкую работу всех служб. В годы войны здесь открылся рентген-кабинет, расширилась служба скорой помощи. Из-за нехватки специалистов докторам пришлось осваивать смежные специальности. Например, зубной врач Ушакова возглавила терапевтическое отделение, а отоларинголог Шубенкова освоила специальность профпатолога. Хирургический прием вел фельдшер Михаил Михайлович Акимов, принимавший ежедневно по сотне человек: раненых, доставленных с фронта, работников завода и жителей поселка. Медикаментов и перевязочного материала не хватало. И «Михал Михалыч», как его любя называли коллеги, закончив тяжелый трудовой день, принимался стирать и парить бинты, а затем развешивал их на ночь по всему коридору поликлиники. Маленький, быстрый, он всех своих пациентов, независимо от возраста, называл «деточками» и был хорошо известен каждому жителю.

В военные годы в поселке вдруг снова вспыхнула эпидемия тифа. Сказывались резко ухудшившиеся условия жизни. Анна Брониславовна Хломок, совмещавшая тогда обязанности зубного врача и эпидемиолога, вспоминала: «Каждый день мы с Марией Григорьевной Смайкиной объезжали бараки и заболевших вывозили в инфекционку. Главврач помнила всех больных в лицо и лично осматривала тех, чье состояние здоровья ей показались накануне подозрительным». В больницу соглашались ложиться лишь самые тяжелые. На оборонном предприятии был на счету каждый человек. Все, кто мог двигаться, шли к станкам.

 

Шефство над госпиталем

В январе 1942 года в Иркутск стали прибывать первые эшелоны с ранеными. Для города это не было неожиданностью. Областной здравотдел с первых дней войны начал формировать госпитальную службу. Готов был к приему и госпиталь № 1836, под который в заводском поселке отвели четырехэтажное здание школы № 34. Разумеется, заводские медики не могли остаться в стороне от работы госпиталя. Завод стал его шефом. Лечение одновременно проходили до 500 раненых, и врачи зачастую сутками не уходили с работы. Коллектив госпиталя и заводской медсанчасти работали в тесном контакте, во всем помогая и поддерживая друг друга. Именно из госпиталя пришел после работать в заводскую медсанчасть ведущий хирург Иннокентий Александрович Промптов. Пользовалась медсанчасть и консультациями госпитального хирурга Марии Антоновны Гринкевич, о которой отзывались с большой теплотой как коллеги, так и пациенты. Рассказывали, что у Марии Антоновны незадолго до начала войны родилась дочь, но она прервала декретный отпуск и вышла на работу. Практически сутками не покидала операционной, выходя только за тем, чтобы покормить ребенка, которого ей привозили прямо в госпиталь с другого конца города.

Госпиталь проработал в поселке до февраля 1944 года, после чего был отправлен в Тулу, но часть медиков туда не поехала, а перешла работать в заводскую медсанчасть. После войны доктора из числа эвакуированных стали собираться домой. Уехала в Москву и Мария Григорьевна Смайкина. Уже в столице она защитила докторскую диссертацию, стала профессором и возглавила медицинскую службу железной дороги.

 

Главное – больной, остальное – атрибуты

После Победы в медсанчасть начали возвращаться местные кадры, прошедшие суровую школу фронтовых госпиталей: хирурги А.А. Шипилов, Т.Д. Беспалова, А.И. Мясникова, В.Ф. Григорьева, Е.И. Захарова, терапевт К.И. Синцова, физиотерапевт Д.И. Антипьева, рентгенолог Л.И. Баран, медсестра Ф.Г. Чернявская… Многие были награждены за ратную службу орденами и медалями.

В 1947 году медучреждение возглавил фронтовик, полковник медицинской службы, личный фронтовой врач маршала Малиновского Ванифатий Артемьевич Берденников. Непритязательный и мягкий в быту, он был неумолим и требовал строжайшей дисциплины, когда речь шла об отношении к работе. «Главное – больной, остальное – атрибуты» – внушал он персоналу. При нем была организована профилактическая служба на заводе, врачебный прием в цехах, ежегодный медосмотр рабочих вредных профессий, открыты гигиенические комнаты на территории предприятия.

Сегодня в медсанчасти ИАПО трудятся 928 человек. Среди них – заслуженные врачи России, отличники здравоохранения, кандидаты медицинских наук, главные областные и городские специалисты. Но самым большим вниманием и почетом здесь всегда пользуются ветераны. В медсанчасти создан совет ветеранов медработников.

– Мы очень ценим своих ветеранов, на плечи которых тяжким бременем легли все тяготы военного времени. Регулярно проводим с ними встречи, организуем поздравления, – подчеркивает главный врач медучреждения Евгений Выговский. – Да и разве может быть по-другому? Наши медики-ветераны – это труженики-герои, которые ежедневно совершали подвиг, прилагая порой нечеловеческие усилия, чтобы спасти жизнь пациента. Они и сегодня являются для нас примером стойкости, милосердия и верности своей профессии.

По материалам книги «Цех здоровья» Е.Н. Родиной