06.05.2020 11:41
Рубрики
Общество
Фото
из архива героини
Фото:
из архива героини
06.05.2020 11:41

Спустя 75 лет иркутянка нашла письмо отца с фронта

Весточка из прошлого

Готовясь к грядущей Пасхе, 70-летняя иркутянка Екатерина Григорьевна Пятаева затеяла небольшой ремонт и уборку, а в итоге нашла письмо отца с фронта. Дорогая сердцу находка пролежала в коробочке со швейными принадлежностями долгих 75 лет.

Смотрю, нитки намотаны на бумажку, как на шпульку, хотела выбросить, а потом думаю: ну-ка разверну, – рассказывает нам дочь участника войны Екатерина Пятаева. – Развернула, и вижу, это не просто бумажка, а кусочек письма, и сразу же узнала почерк отца. Почерк родной, как его забудешь. Потом уже и подпись внизу разглядела – Эпов Григорий, так его звали.

Письмо было отправлено родным 5 января 1945 года.

Оно сохранилось в хорошем состоянии, что удивительно, бумага почти не пожелтела, а слова, написанные простым карандашом, не стерлись.

– С краю бумажка оборвана, приходится догадываться местами, что написано. Могу разобрать: «Здравствуйте, дорогие родные»… Пишет, что получил открытку от нас, стало быть, все у нас благополучно, все здоровы. О службе совсем немного строк.

Как вспоминает теперь дочь ветерана, отец вообще мало говорил о военных годах, а они, дети, особо и не спрашивали. Из его скудных рассказов знают только то, что отец был в числе советских военных, которые освобождали Китай от японцев. Он был участником событий на Халхин-Голе.

– Служить он ушел до войны еще, его призывали из Забайкалья, семья тогда там жила, – продолжает Екатерина Григорьевна. – Ну а потом и война уже началась. По сути, все воспоминания сводились к бытовым вещам. Как-то говорил отец о том, что в то время приходилось всем нелегко. Много людей умирало потому, что было сильно жарко, а воды на всех не хватало. Люди пили воду из лужи и в результате повально болели дизентерией.

Про быт китайцев Григорий Эпов рассказывал, что жили они плохо.

– Говорит, нас в баню сводят, мы переоденемся в чистое, несем под мышкой грязное белье. Они вдоль дороги стоят, смотрят: парни, девчонки молодые. Мы им бросаем грязные свертки, они здесь же берут и надевают на себя, не до стирки было.

Помнит Екатерина Григорьевна, как-то отец рассказал, что готовили наших солдат на подмогу советским войскам, когда завершались бои под Сталинградом. Японцы намеревались двинуть туда свою многомиллионную армию.

– Наши войска уже готовили к отправке, всем выдали новую форму, но противник не смог одолеть Волгу. Выход советских войск был отменен.

Домой Григорий Эпов пришел в 1946 году. К счастью, обошлось без ранений, и он смог быстро вернуться к мирной жизни. Нужно было восстанавливать страну. Устроился в ремонтно-строительное управление плотником, с бригадой рабочих строил дома. А потом их с матерью отправили в колхоз в Куйтунский район. Там отец Екатерины Григорьевны встретил свою первую жену Галину.

– Мама была хороша собой. До войны у нее был муж, он погиб как герой. А у нее на руках осталось трое сыновей. Так вот, отец не побоялся взять на себя ответственность воспитывать столько ребят. Вскоре и я родилась, в 1949 году, а когда мне было три года, мама умерла. После бани решила посидеть на лавочке на улице и простыла. Сейчас бы вылечили в два счета, а тогда не спасли. Маме было всего 30 лет.

У отца осталось четверо детей. Сводные братья души в сестренке не чаяли, ведь она была так похожа на мать. Но жизнь идет, спустя какое-то время отец женился во второй раз, у них родился сын. Сам отец умер в 1988 году.

Из всех детей живут сейчас только двое – Екатерина Григорьевна да сын от первой жены. Круг общения с годами сузился. Надо ли говорить, какую радость и удивление испытала Екатерина Григорьевна, увидев письмо отца – напоминание о родном человеке, прождавшее своего часа многие десятилетия.

Дореволюционные открытки невероятной красоты, белая выходная мамина шаль с кистями, которую она накидывала на плечи, отчего ее природная красота сияла еще сильнее, подзоры для кровати, о функции которых современные хозяйки даже не догадываются. Екатерина Григорьевна бережно хранит эти вещи, которые стали частью истории ее семьи. А в старинной деревянной шкатулке лежат трогательные письма деда Екатерины Пятаевой, которые он писал во время Первой Мировой войны своей суженой.

Найденное письмо она поместила в папин портсигар, который тоже сохранился до наших дней. Женщина надеется, что такие находки будут передаваться из поколения в поколение. Жаль, что отцовских медалей у нее не сохранилось.

– Отец был из простых солдат, но помню, были медали, как сейчас вижу цветные полоски от них на форме. Но у меня этих медалей нет, наверное, хранятся в семье второй жены. Странно, но почему-то раньше не было такого уважительного отношения к медалям, детям разрешали брать награды, играть с ними. Может, и терялось что-то. Сейчас награды отцов и дедов представляют большую ценность. Так и должно быть, – уверена Екатерина Пятаева.