Промышленность – фронту!

Иркутская область находилась в глубоком советском тылу и была важным резервом людских и материально-технических ресурсов воюющей страны. В первые месяцы войны десятки предприятий перешли к производству военной продукции.

В Иркутской области выпускалось 50 наименований продукции оборонного назначения: стрелковое оружие, минометы, гранаты, деревянные части для самолетов, инженерное снаряжение, лыжи. Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для Красной Армии, стекольные заводы готовили ампулы для лекарств. Макаронные фабрики и мясокомбинаты выпускали сухари, а еще противотанковые бутылки с горючей жидкостью, сухой спирт, медикаменты и пищевые концентраты. Бюро обкома ВКП(б) 30 октября 1941 года приняло решение о выпуске вооружения для Красной Армии предприятиями области 50 мм и 82 мм мин, противотанковых мин ТМД-40, минных взрывателей УВ, РОКС-2, ФОГ-1, гранат РГД-33 и взрывчатки. Их производство развернуто на заводе тяжелого машиностроения имени Куйбышева, Заводе № 39, ремесленном училище № 1.

 

«Рельсы морозные, стыками клацая, гонят теплушки за снежный Урал…»

С августа 1941 года в Иркутскую область начинают прибывать эшелоны с оборудованием и кадрами промышленных предприятий, эвакуированных из районов СССР, которым угрожало вражеское нашествие. К январю 1942 года прибыла основная часть грузов: пятнадцать заводов и фабрик и десять тысяч рабочих и членов их семей, однако эшелоны шли вплоть до 1943 года. Всего согласно плану Всесоюзного совета по эвакуации область приняла 22 крупных предприятия и десяток трестов и сырьевых баз, которые размещались в Иркутске, Черемхово, Усолье, Свирске.

На завод имени Куйбышева прибыло кузнечно-прессовое оборудование и станки для производства металлопроката Старо-Краматорского и Ново-Краматорского заводов тяжелого машиностроения. На производственных площадках Иркутского авиазавода и в здании ремесленного училища № 2 развернуто оборудование Московского авиационного завода.

В Черемхово, на производственную площадку Черемховского горнотехнического завода треста «Востсибуголь», перебазированы металлорежущие станки завода имени Карла Маркса Наркомугля из Варварополья Ворошиловградской области. Чтобы обеспечить предприятие энергией, в Черемхово же перебазировалась Веневская электростанция из Тульской области. Чтобы ускорить ввод оборудования, в цехах в первую очередь монтировались станки, а уже потом над работающими станками возводилась крыша. За 20 дней было пущено 20 станков, завод быстро освоил выпуск шахтного оборудования и оборонной продукции и уже в январе 1942 года полностью вступил в строй, а уже в следующем году вошел в число передовых предприятий страны.

 

В Свирск прибыл аккумуляторный завод из Ленинграда, а в Иркутск – патронный и абразивный заводы. Приехали сразу четыре швейные фабрики: имени Воровского и имени Лозовского (головных уборов) из Одессы, швейная фабрика «Ревтруд» из Тулы и часть оборудования Смоленской швейной фабрики. Они были размещены в Иркутске на базе местной фабрики, а часть оборудования передана швейным цехам в Усолье и пос. Тельма. В Иркутскую трикотажную фабрику влилась Воронежская трикотажная. В Иркутскую область перебазированы три обувных предприятия, из Ленинграда прибыла спичечная фабрика «Пролетарское знамя», которая влилась в Усольский спичечный комбинат, и три макаронных фабрики. Макаронные фабрики № 1 и № 2 из Одессы укрепили материальную базу Иркутской макаронной фабрики, а Кременчугская макаронная фабрика, мощностью 18 тонн продукции в сутки, прибыла в Черемхово.

Появление новых производственных мощностей потребовало увеличения энергетической базы. В Иркутске в годы войны пущена электростанция в Ленинском районе Иркутска, запущены новые турбины на теплоисточниках завода имени. Куйбышева и Иркутской ЦЭС, реконструированы Черемховская ЦЭС и Усольский энергетический узел.

Перебазирование промышленных предприятий не только увеличило производственно-технические мощности региона, но и привлекло квалифицированные кадры машиностроителей, металлургов, обувщиков из Подмосковья, Ленинграда и Украины. Важной задачей было размещение эвакуированных специалистов и членов их семей. Небольшая часть из них осталась жить в вагонах, большинство же расселялось в имеющемся жилом фонде за счет «уплотнения». Необходимо было так же решить бытовые проблемы: снабжение дровами, медицинское обслуживание и так далее.

 

«…Сегодня трудно себе представить, как нам удалось справиться с размещением прибывающих рабочих заводов и фабрик. Резервных домов в городе не было, жилищная проблема и без того была самой острой. Иркутяне проявили подлинный героизм и в этом деле, большинство семей еще сильнее потеснились, и кто в отдельную комнату, а кто и в ту же, где сам жил, приняли прибывших по эвакуации людей.

Но все равно всех прибывших таким путем разместить было невозможно, ведь кроме организованной эвакуации людей с заводами и фабриками, в Иркутск приезжало много неорганизованного населения из западных районов страны. Ехали родственники и знакомые, вынужденно останавливались люди, направляющиеся в какие-то другие места. У всех было горе, всем необходимо было помогать, и иркутяне еще больше уплотнялись, чтобы облегчить положение тех, кто вынужден был бежать от фашистского нашествия».

Из воспоминаний Анны Геннадиевны Цукановой, в годы войны – секретаря Иркутского горкома ВКП(б), «Иркутск на фронте и в тылу (по материалам ГАНИИО)», Иркутск, 2015.

 

«Я засыпал под шум работающих станков…»

Потребность в квалифицированных кадрах в условиях мобилизации мужского населения потребовало приема на работу и обучения людей, ранее не работающих в промышленности. Например, в Черемхово в годы войны принято на работу дополнительно 720 рабочих, из них 354 женщины.

В школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища городская и сельская молодежь направлялась на основе обязательного призыва, причем за нарушения дисциплины и за самовольный уход из училища предусматривалось наказание вплоть до заключения сроком до одного года. В Иркутской области за годы войны призвано на трудовую вахту 23300 человек.

Повсеместно возвращались на предприятия пожилые рабочие и мастера, находящиеся на пенсии. Несмотря на преклонный возраст, они выполняли норму на 115–120%. Например, в сентябре 1941 года в шахтах Черембасса уже работало 196 пенсионеров. Знание и опыт использовались в первую очередь при обучении молодых рабочих, женщин и подростков. Например, на заводе имени. Куйбышева мастер Соболь в 1941 году обучил разным профессиям 84 человека, мастер Остроушко подготовил 17 квалифицированных рабочих, каждый из которых сдал экзамены на уровне не ниже четвертого разряда.

 

«В Иркутске нас разместили в здании по улице Литвинова (угол К. Маркса и Литвинова) в большом зале второго этажа. Сестра стала работать на ТЭЦ, а я – учеником токаря в механическом цехе № 5 металлургического завода имени Куйбышева. В учениках долго не задержался. Моего учителя забрали в армию. Я стал работать самостоятельно на двух-трех станках. Изготавливал казенники и стволы для миномета 82-го калибра под термообработку. Завод в то время был огорожен высоким бетонным забором, сверху – колючая проволока. По краям забора стояли вышки с вооруженными людьми. Заводской гудок извещал три раза о начале рабочего дня. Вход на завод и в цеха был по пропускам. За опоздание на работу на 20 минут оформляли в суд. Наказание – три месяца платить из зарплаты 25%. Выходной день давали по усмотрению руководства завода. А если давали два дня отдыха, то военкомат забирал нас на учения. Учили стрелять, бросать гранаты, собирать и разбирать оружие.

Дети работали наравне с взрослыми по 12 часов, иногда сутками не выходили из цеха. Особенно было тяжело работать во второй смене, с восьми вечера до восьми утра – глаза закрывались сами к трем-четырем часам ночи. Были случаи, когда я, держась за голову резцедержателя токарного станка руками, засыпал под шум работающих станков. Мастер разрешил мне спать 30 минут сидя у станка, а сам следил за работой моих станков». 

Из воспоминаний Владимира Николаевича Потравко, «Иркутск на фронте и в тылу (по материалам ГАНИИО)», Иркутск, 2015.

 

Черное золото Черембасса

Принятые меры дали впечатляющий результат. Например, производственные площади крупнейшего машиностроительного предприятия региона, завода имени Куйбышева, к 1944 году выросли в полтора раза, в два раза увеличилось количество металлорежущих станков, были организованы механосборочные цеха № 1 и № 5, прокатный, чугунолитейный, сталелитейный, кузнечный и инструментальный, завод освоил производство легированной стали и горячий прокат меди. Выпуск промышленной продукции, имеющей оборонное и народнохозяйственное значение, вырос с 1941 по 1944 годы на 258%, расширилась ее номенклатура.

Была перестроена угольная промышленность. За счет новых производственных мощностей на шахтах Черембасса были капитально отремонтированы неисправные механизмы и изготовлены недостающие, что позволило расширить и реконструировать действующие шахты. В результате до конца 1941 года черемховцы дали сверх плана 235 тыс. тонн угля, что позволило бесперебойно снабжать топливом оборонные предприятия и транспорт.

Свой вклад в Победу внесли работники рыбной промышленности. Здесь, по существу, была заново создана производственно-техническая база. Из городов области в рыболовецкие бригады направлено 200 комсомольцев и членов партии. Уже к концу 1941 года добыча рыбы возросла в пять раз, и по итогам третьего квартала Иркутский рыбтрест получил премию Союзнаркомрыбпрома. Суровая необходимость заставляла в годы войны вести рыбодобычу без оглядки на восстановление популяции. В годы войны рыбным запасам рек, и особенно озера Байкал, был нанесен огромный урон.

Эвакуация и воинские перевозки легли колоссальной нагрузкой на железнодорожный транспорт. На железной дороге был введен особый график военного времени: каждые 20 минут требовалось пропускать товарные и пассажирские поезда, увеличилась среднесуточная скорость движения.

 

От самолетов до патронов…

Особое внимание уделялось производству военной продукции. Иркутские авиастроители завода № 39 освоили выпуск пикирующего бомбардировщика Пе-2, а в марте завод начал осваивать его модификации: Пе-3 – двухмоторный тяжелый истребитель, Пе-3-бис – фронтовой фоторазведчик. В августе 1942-го завод получает новое задание – производство двухмоторного дальнего бомбардировщика Ил-4. В 1942 году было выпущено 53 такие машины, а в 1943 году – 698. В сентябре 1943 года на заводе было начато производство бомбардировщика Ер-2 (ДБ-240), разработанного КБ В.Г. Ермолаева.

 

Другая важнейшая отрасль оборонной промышленности – патронная. В октябре 1941 года в Иркутске на основе оборудования и кадров эвакуированных патронных предприятий – Ворошиловградского № 60, Ленинградского № 539 и Витебского № 540 патронных заводов, был создан Иркутский патронный завод № 540 Главного патронного управления Наркомата вооружений СССР. Завод разместился в учебных корпусах горно-металлургического института на улице Ленина. Здесь выпускался винтовочный патрон калибра 7,62 мм, наиболее распространенный патрон стрелкового оружия периода Великой Отечественной войны. За годы войны завод выпустил более 700 млн патронов.

В сложнейших условиях военного времени промышленность работала буквально на износ, и в первую очередь – за счет перенапряжения сил и возможностей людей. Советский народ, движимый чувством патриотизма, все усилия отдавал на защиту Отечества, не считаясь с материальными и физическими лишениями.

 

При подготовке использованы материалы книг «Иркутский край, четыре века: история Иркутской губернии (области), XVII–XXI вв.», Иркутск, 2012; «Иркутск на фронте и в тылу (по материалам ГАНИИО)», Иркутск, 2015.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ АО «ПОЛЮС ВЕРНИНСКОЕ»