Трудовой фронт крестьян

Великая Отечественная война обескровила тысячи деревень и сел. Одна за другой на фронт отправлялись сибирские дивизии. Вместо отцов, братьев, мужей и сыновей, ушедших защищать Родину, в кабины тракторов и комбайнов становились женщины и подростки. Сутки напролет, недоедая и недосыпая, они ковали Победу в тылу.

 

«Постоим за нашу землю!»

Крестьян глубоко возмущало стремление чужеземных завоевателей захватить их землю, политую потом, хлеб, скот. «Видите, время-то какое настало, – обращался к землякам-крестьянам член колхоза «Новая жизнь» Киренского района И.Г. Попов. – Фашист полез на нашу землю, приглянулась она ему, стервятнику. Мы ее, родную, полили своим потом и сделали плодородной, посмотрите наши хлеба! За них мы постоим! Земли не отдадим злодеям ни одного клочка!»

В первые месяцы военных действий произошло значительное сокращение снабжения села горючими и смазочными материалами. Если осенью 1941 года еще использовались довоенные фонды, то с весны 1942-го сельскохозяйственное производство вынуждено было «сесть на голодный паек». В этих условиях особое значение приобрел режим экономии. Часть тракторов и автомашин была переведена на твердое топливо (древесные чурочки). Газогенераторные тракторы ХТЗЗ-Т2Г сыграли свою роль в выполнении сельскохозяйственных работ. Большое число женщин и подростков пришлось обучать работе на тракторах и других машинах. За все время войны в области на курсах и в школах было обучено 19 тыс. трактористов, бригадиров, комбайнеров, шоферов и механиков.


Домашние хозяйки бывшего 7-го избирательного участка на прополке картофеля в колхозе Иркутского района. Август 1941 г

 

Несмотря на все трудности, с которыми столкнулись крестьяне, вера в то, что «враг будет разбит» и «победа будет за нами», не позволяла пасть духом. Сверхурочный труд в те годы стал нормой. Получил распространение девиз: «Не выполнив задания – не уходи с работы». По примеру своих мам и бабушек девочки освоили обязанности доярок и свинарок, мальчики – конюхов и штурвальных. Ученики начальных классов были заняты на полях сбором колосков.

Вместе с тем в книге «Иркутский край: четыре века» приводятся данные, что из основных групп населения крестьянство в годы войны оказалось в наиболее трудном положении. Для колхозников был введен обязательный минимум выработки трудодней. Насильно прикрепленные к земле, они были поставлены и в жесткие трудовые рамки.


Звеновод колхоза «Большевик» Тулунского района С.И. Седогин в обеденный перерыв читает
колхозникам последние сводки Совинформбюро. 1942 г.

 

В то же время упала реальная зарплата работников сельского хозяйства. Снизились размеры выдачи на колхозный трудодень. Незадолго до войны (январь 1941 года) постановлением Советского правительства и Центрального Комитета ВКП(б) была введена дополнительная оплата труда натурой или деньгами за перевыполнение планов в полеводстве и животноводстве. Это, конечно, материально заинтересовывало колхозников, но часто было так, что и на обычный трудодень нечего было выдавать, не говоря уже о дополнительной оплате.


Председатель колхоза им. Молотова т. Романов и председатель колхоза им. Чапаева т. Матвеев
красными обозами с хлебом государству салютуют победам Красной Армии. 1942 г.

 

Крестьянин был вынужден, уменьшая свои потребности, продавать на городском рынке продукты сельского хозяйства и приобретать там самое необходимое: соль, спички, керосин, мыло, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, а чаще всего крестьяне шли на прямой обмен продовольствия на промтовары. Только с 1943 года начинается некоторое оживление сельской торговли.

Несмотря на материально-бытовые сложности, в сельских детских домах нашли пристанище дети-сироты из эвакуированных территорий. Сибиряки их приютили, накормили и обогрели. Продолжали действовать сельские школы, медпункты, районные больницы.

Колхозы и совхозы Приангарья внесли свой вклад в разгром врага. В Фонд обороны страны было сдано 800 тыс. тонн зерна, 150 тыс. тонн картофеля и молока, 44 тыс. тонн мяса, 1,5 тыс. тонн шерсти.

 

Танковая колонна «Иркутский колхозник»

Крестьяне не только снабжали фронт продовольствием и вещами, но и собирали средства на строительство танковой колонны «Иркутский колхозник». Впервые такой призыв прозвучал 3 ноября 1942 года на собрании членов колхоза имени Ворошилова Тайшетского района. Было решено часть хлеба, причитающегося на трудодни (300 пудов), внести на строительство танка. Наличных денег у колхозников было меньше, чем у рабочих, но общими усилиями им удалось собратьчуть больше 12 тыс. рублей. Их примеру последовали другие коллективы по области. Партийные и советские организации в колхозах и совхозах провели собрания и организовали митинги, посвященные организации сбора средств.

В архивных документах есть сведения, что на собрании колхозников сельхозартели «Новая жизнь» Черемховского района пример подал председатель колхоза Андрей Парфенович Подпорин, который первым внес 100 тыс. рублей. Вслед за председателем выступил его отец и попросил принять от него 20 тыс. рублей. На этом же собрании жена председателя колхоза Мария Георгиевна внесла от своего имени 2 тыс. рублей. Так одна семья перечислила на строительство танковой колонны 122 тыс. рублей. Дело закрутилось. Другие колхозники стали вносить свои личные сбережения. Люди отдавали не только деньги, они несли на сборные пункты золотые украшения, везли хлеб и мясо.


К.Т. Малых 77 лет работает в колхозе им. Молотова Голуметского р-на, сдал в фонд

 

Пчеловод колхоза «Коминтерн» Заларинского района Николай Афанасьевич Батков в ответ на призыв Иркутского обкома ВКП(б) о добровольном взносе денег на строительство танков «Иркутский колхозник» решил внести 5 тыс. рублей. В письме на имя ОК ВКП(б) Батков писал: «Пусть в строю грозных машин будет машина, построенная на мои трудовые рубли, заработанные честным трудом в колхозе. У меня три сына в Красной Армии. Посылая их, я дал им отцовский наказ беспощадно уничтожать фашистских двуногих зверей».

Всего же, согласно сообщению первого секретаря Иркутского обкома ВКП (б) К. Качалина председателю ГКО И.В. Сталину, на строительство танковой колонны «Иркутский колхозник» от жителей Иркутской области на 18 января 1943 года поступило: 58 млн рублей деньгами; 5 килограммов золотых изделий; 14581 пуд хлеба.

 

Детство, опаленное войной

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Подвиги совершаются не только в боях, но и в полях, в колхозах. Пахали с утра до ночи. Днем – жатва в поле. Вечером – домой, покормить скотину, помочь матери по хозяйству, поужинать и снова в колхоз. На сон – несколько часов. Чуть свет – и снова в поле.


По-стахановски работают в колхозе «Клим Ворошилов» Заларинского района коногонщиками Володя Дычко и Витя Тубол. 1942 г.

 

Почетный гражданин Усольского района Иркутской области и России, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, лауреат премии им. А.Н. Косыгина за большие достижения в решении проблем в развитии отечественной экономики Илья Алексеевич Сумароков принадлежит поколению, которое называют дети войны. Он родился в крестьянской семье в Читинской области. Родители Дарья Ивановна и Алексей Михайлович всю жизнь работали в колхозе. Когда началась война, его отец ушел на фронт, а на плечи мамы легли тяготы того трудного времени. Чтобы пятеро сыновей не умерли с голоду, Дарья Ивановна работала молотобойцем в кузнице.

– Тяжело очень люди жили, я видел, как некоторые пухли от голода. Мы перебивались картошкой. В нашей семье была корова. Помню, к весне она обессиливала, приходил дед помогать поставить ее на ноги. Мы все дружно поднимали ее – кто за рога, кто за хвост, – делится воспоминаниями Илья Алексеевич.

Уже тогда будущий руководитель на ярком примере матери впитал в себя неиссякаемое трудолюбие, неутомимость, стойкость и энтузиазм непобедимого русского народа, научился определять главное, ценить силы, добросовестность и другие человеческие достоинства. Сумароков был воспитан на культе человека труда.

Моя мама не умела ни читать, ни писать, но эта была очень мудрая женщина. Она сказала, что дети должны учиться. Таким женщинам памятники надо ставить, они ведь смогли в тяжелое время вырастить своих детей, – говорит Илья Алексеевич.

Даже спустя 75 лет он хорошо помнит, как для него наступил День Победы. В мае 1945 года ему было девять лет.

Мы пришли в школу. Директор Яков Иванович Сафонов, фронтовик, без руки, сказал нам, что война закончилась. Как народ ликовал, это забыть невозможно, – рассказал Илья Алексеевич.

Война оставляет глубокий след в душе и памяти любого человека. Пример самоотверженного труда, стойкости и мужества, проявленный сибиряками в годы Великой Отечественной, стал основой народного предприятия, которое прошло путь от совхоза до крупнейшего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке свиноводческого и мясоперерабатывающего комплекса. Доходы от его работы принадлежат всему коллективу, потому что основные фонды тоже принадлежат коллективу. Время доказало, что это решение, поддержанное в первую очередь руководителем и идейным вдохновителем Ильей Алексеевичем, оказалось верным. Коллективная собственность укрепляет добрые отношения между людьми, они сообща берегут ее и преумножают.

В суровые годы Второй мировой героизм, самоотверженность и мужество, проявленные на фронте и в тылу, сложились в единый подвиг народа-освободителя. День Победы – великий праздник, который никогда не может быть забыт, и никто не будет забыт. Ради наших детей, внуков и правнуков нужно сделать все, чтобы не повторился весь этот ужас, который пришлось пережить нашему народу в период Великой Отечественной войны. Будем достойны памяти победителей! – сказал Илья Сумароков.