Воздушная «дорога жизни»
До 1992 года материалы по трассе Алсиб («Аляска – Сибирь») оставались засекреченными. В годы войны этот маршрут стал воздушной «дорогой жизни». По нему с 1942 по 1945 год в Советский Союз из Америки в рамках ленд-лиза были поставлены тысячи истребителей и бомбардировщиков. Для обеспечения интенсивности полетов были реконструированы уже действующие и построены новые аэродромы.
В первые дни Великой Отечественной войны фашистская авиация разбомбила большинство советских прифронтовых аэродромов с истребителями и бомбардировщиками, которые так и не могли взлететь для отпора врагу. В эти трагические дни для нашей страны приходит новость из США. Американский президент Франклин Рузвельт принял решение о поддержке СССР, пообещав 200 истребителей КертисП-40«Киттихаук», поставив условие – обеспечить трассу по восточно-сибирскому маршруту с перегонами не более чем 600–700 км.
9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолетов из США в СССР по воздуху. 13 октября была сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов. В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов.
К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов. Пять из них были базовыми: отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале. Еще пять аэродромов были запасными: в Алдане,Олекминске, Оймяконе, Берелехе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке,Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде – 15.
От линии основного фронта иркутских строителей отделяли пять тысяч верст. Но здесь, в глубоком тылу, у них был свой фронт. Для выполнения государственных задач выбирали только самых опытных и лучших. Восточно-Сибирская строительная контора № 5 несколько раз меняла название. Например, во времена «развитого социализма» это было строительно-монтажное управление № 11(СМУ-11ГА) – одних из ярких примеров передовых предприятий в структуре Министерства гражданской авиации СССР. Современным иркутянам оно известно как «Сибавиастрой».
В июле 1942 года на отчужденных полях колхоза «Первенец» началось строительство витимского аэродрома. Для этой работы было мобилизовано около ста жителей близлежащих якутских сел: Чаянда, Беченчи, Орто-Нахара и других.
Сохранились воспоминания одного из строителей аэродрома – жителя села Беченчи А.С. Кугданова. Он рассказывал, что грунт возили тачками и на лошадях. Утрамбовывали будущую взлетную полосу самодельными катками. Все работали с энтузиазмом, понимая, что хоть это и не передний край войны, но все же участие в борьбе с врагом. Суточная трудовая норма на каждого землекопа – 10 кубометров грунта. Строительство витимского аэродрома велось с опережением графика, и уже к началу 1944 года он был готов.
Вручную велось строительство аэродрома и в Киренске.На дворе стоял октябрь 1941 года, в условиях Сибири это ранняя зима. Подмерзшую землю копали лопатами, в нее вонзались ломы и кирки… Близлежащие колхозы по разнарядке выделяли около 100 лошадей для перевозки гравия. Из техники был лишь один трактор и два грузовика. Ежедневно на строительство взлетно-посадочной полосы выходили 700 человек. На всех строительных участках главной ударной силой были женщины.
Одной из тех, кто строил киренский аэродром, была Татьяна Михайловна Кожевникова. В начале сороковых у нее умерла мама. Как самая старшая в семье, она взвалила на свои плечи заботу о пятерых братьях и сестрах. Первые военные месяцы работала на заготовке продуктов. Когда объявили о строительстве аэродрома, взяла в руки лопату и отправилась на стройку.
– День и ночь работали. Зиму и лето. Продуктов не хватало: хлеб и крупы, как и везде, получали по карточкам, а мы выполняли свою норму. За год построили. И аэродром открылся в 1942-м. И пошли самолеты. Эскадрилья за эскадрильей, – воспоминала Татьяна Михайловна.
Готова ровная взлетно-посадочная полоса, укатаны рулежные дорожки, отсыпаны якорные стоянки. Поднялись вверх мачты антенн – в эфир понеслись позывные. 18 июня 1942 года аэропорт «Киренск» приняла в эксплуатацию комиссия ГУ ГВФ.
Но сам аэродром даже после госприемки продолжал строиться – об этом вспоминал И.И. Горюшин: «Грунтовый аэродром, не засыпанный даже гравием, в дождь раскисал. Предстояло заасфальтировать полосу длиной, наверное, 1000 и шириной 60 метров, рулежные дорожки и якорные стоянки. Самолеты принимали на одну половину полосы, а вторую начали засыпать гравием. Техника – тракторы, мотокатки, бульдозеры, автогрейдеры, самосвалы, бортовые автомашины, роторные снегоочистители – вся американская, и доставляли ее сюда преимущественно на самолетах в разобранном виде, кроме кузовов самосвалов. Они шли с опозданием на баржах по Лене. Поэтому строители делали самодельные кузова: на кузовной площадке устанавливали деревянную, обшитую железными листами, платформу с открывающимися бортами. В июне начали подходить по реке карбасы с битумом в бочках. Этим же путем был доставлен автогудронатор. Раствор нефтебитума готовили в примитивных котлах в печи из листовой стали».
Руководители остались довольны работой строителей: прямо на летном поле им вручили почетное Красное Знамя.
Первая партия самолетов по трассе Алсиб вылетела из американского Фэрбенкса 7 октября 1942 года. Это были семь истребителей П-40. Путь до Красноярска занял 33 дня. Трасса проходила в местах мало исследованных и почти не заселенных, над участками со сложным горным рельефом, заболоченной тундрой и множеством рек. За годы войны, по приблизительным подсчетам, по маршруту Аляска – Сибирь разбилось более 100 самолетов. Обломки с останками экипажей находят в тайге до сих пор…
Перегнанные из США боевые самолеты приземлялись в Красноярске, где располагалась специально созданная комендатура Военно-Воздушных сил Красной Армии. Далее из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители доставлялись в разобранном виде по железной дороге.
Летом 1945 года по трассе перегонялись самолеты для Забайкальского, Первого и Второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи.
В наследство от трассы в Сибири осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.