На страже мира и закона
Их война не закончилась после Дня Победы. Свою борьбу по имя соблюдения законности и правопорядка они продолжали, пока не ушли на пенсию из органов МВД. Кто-то после возвращения с фронта служил в транспортной милиции, некоторые – оперуполномоченными или инспекторами ГАИ, а кто-то занимался перевоспитанием «трудных» подростков. Обостренное чувство справедливости, закалившееся в годы Великой Отечественной, навсегда определило их судьбу и профессию – защитника Родины.
Я до сих пор помню запах земли и пороха
Ранним утром 22 июня 17-летний Валя Филатов возвращался с рыбалки. Радующийся хорошему улову парень – четырехкилограммовая щука весьма ощутимо оттягивала руки, не сразу обратил внимание, что обычно шумные улочки родного поселка Яя непривычно пустынны. Вдруг на лесопильном заводе раздался длинный тревожный гудок. Так собравшиеся по сигналу на промплощадке люди узнали о начале войны.
– Я тогда учился в девятом классе. Сначала на фронт ушел отец, потом брат. Похоронку на него принесли как раз перед моей отправкой в армию. Провожая меня, мать рыдала навзрыд. «Только вернись!» – повторяла то и дело, не в силах отпустить мои руки. Это было в 1943 году, – вспоминает со слезами убеленный сединами Валентин Андреевич Филатов.
Сначала новобранца отправили в Новосибирскую школу военных радиоспециалистов, а в мае 1944-го часть курсантов распределили на 2-й Прибалтийский фронт в роту специальной связи. Среди них был и рядовой Филатов. В то время в Прибалтике разворачивалась широкомасштабная наступательная операция. Перед войсками Красной Армии стояла задача очистить Литву, Латвию и Эстонию от фашистских захватчиков. На связистов возлагалась ответственная задача по обеспечению бесперебойной связи командования армии с Москвой. Валентин Филатов попал в самое пекло сражения.
– 22 октября наши войска подошли к Тукумскому рубежу обороны противника, совместно с войсками 1-го Прибалтийского фронта блокировав на территории Курляндии группу армий «Север», – припоминает детали событий Валентин Андреевич. – Не знаю, что сейчас пишут в учебниках истории, но тогда все знали, что из себя представлял «курляндский котел». Советским войскам удалось оттеснить немцев к Балтийскому морю и зажать их в кольцо. Озлобленные неудачами, они не желали сдаваться и бились до последнего. И все же, под натиском трех советских фронтов были вынуждены капитулировать. Случилось это за день до окончания войны – 8 мая 1945 года.
Связисты не сидели в окопах, но именно они были глазами и ушами армии. Вся информация с передовой тут же поступала по инстанции в штаб фронта, а затем и в Кремль. Текст был зашифрован, но каждый из них понимал: на другом конце провода мог находиться сам Сталин.
– Война – это не только подвиги и отвага, а ежедневный труд: тяжелый, ответственный, порой на волосок от смерти, – уверен ветеран. – Рядовые радисты, как и все во фронтовой зоне, размещались в блиндажах. Однажды возле землянки, где мы жили, упала бомба. Взрывом разворотило все в округе. Только чудом находящиеся в блиндаже солдаты остались живы. Я до сих пор помню этот запах земли и пороха…
О Победе Валентин Филатов узнал в числе первых после командующего фронтом генерала Еременко, но на этом война для него не закончилась. Сразу после 9 мая они обслуживали правительственную линию связи. Демобилизовался Валентин Андреевич только в 1950 году. Вернулся в родную Яю, но никого из близких там уже не осталось. Через три года, окончив училище МВД в Калининграде, по распределению был направлен в город Ангарск, который тогда состоял всего из нескольких кварталов. Вскоре его назначили командиром взвода регулирования уличного движения.
– Тогда транспорта у милиции почти не было, много приходилось ходить пешком, – рассказывает с улыбкой фронтовик. – В моем подчинении было 10 инспекторов дорожного надзора, 20 девушек-регулировщиц и… два мотоцикла ИЖ-49. Немногочисленные ангарские водители привыкали с огромным трудом к первому светофору, появившемуся на перекрестке улиц Кирова и Московской в 1959 году. Но, тем не менее, самой частой причиной аварии в те годы было несоблюдение дистанции.
В молодой Ангарск Валентин Филатов приехал не один – из Кузбасса привез свою землячку – невесту Ирину. Вскоре они поженились. Молодоженам выделили крохотную комнатку в здании отделения милиции в 51-м квартале. Прямо под ней находилось помещение, куда привозили местных дебоширов. Так что соседство порой было «веселым». В начале 60-х Валентин Андреевич окончил Иркутский политехнический институт, а через два года был назначен начальником городской Госавтоинспекции. В органах внутренних дел он прослужил без малого 30 лет. За добросовестное исполнение служебных обязанностей неоднократно поощрялся руководством. На его парадном кителе многочисленные награды, но самым дорогим он считает орден Отечественной войны.
Я не представлял, что такое война…
Подполковнику милиции в отставке Александру Васильевичу Акимову в отличие от своих отца и старших братьев не пришлось побывать в Европе, освобождая мир от фашизма. День Победы он встретил в поезде, который уносил бойца, едва успевшего окончить курсы молодых командиров в Красноярском учебном полку, на Дальний Восток. Железнодорожный состав остановился на одной из станций между Уссурийском и Владивостоком. Оттуда необстрелянные солдаты отправились в тайгу и три месяца проходили специальную подготовку в 157-й гвардейской Краснознаменной Неманской орденов Суворова и Кутузова 1-й степени стрелковой дивизии 1-го Дальневосточного фронта. Вечером 8 августа на полковом построении командир объявил им о начале войны с Японией.
Ранним утром следующего дня они перешли нейтральную полосу на границе. Повсюду гремели взрывы, были слышны залпы «Катюш», навстречу, с передовой, ехали грузовики с ранеными бойцами.
– Не представлял я, что такое война. Одно дело по радио слушать, а тут… Забрасывался десант, нам навстречу в «студебеккерах» везли раненых. Когда я увидел их: кровь, обвязанные головы, оторванные руки и ноги, у меня волосы на голове и зашевелились, – вспоминает Александр Васильевич.
Наступление советских войск проходило по всему фронту. Воспользовавшись темнотой и проливным дождем, дивизии атаковали оборонительные сооружения японцев. Застигнутый врасплох противник не смог оказать достойного сопротивления и стал отходить вглубь Маньчжурии. Через 23 дня, в сентябре 45-го, Квантунская армия была разбита. Однако зачистка японских захватчиков продолжалась еще долго. Ветеран припоминает случай, произошедший в Маньчжурии под городом Мудань-Цзян:
– Мы заняли какой-то японский военный городок. Когда объявили привал, мой сослуживец Бурлов отошел к ближайшему колодцу набрать воды и вдруг заметил внутри сруба прячущегося японца. Ясное дело, взял его в плен. Вскоре выяснилось, что тот японец – старший офицер Квантунской армии. Тогда командир дивизии полковник Кусакин снял со своей груди орден Отечественной войны II степени и вручил его рядовому Бурлову.
Демобилизовавшись в 1946 году, сержант Акимов, кавалер орденов «За победу над Японией» и «Великой Отечественной войны» 2-й степени, вернулся в родную деревню Новая Москва Кемеровской области. Женился, а через год был назначен начальником пожарного поста.
Спустя 12 лет семья Акимовых переехала в Ангарск, где Александр Васильевич стал работать командиром отделения пожарной охраны. В 1967 году после окончания школы милиции был назначен на должность оперуполномоченного ОБХСС в отдел милиции Ангарска. Последние 16 лет службы занимал руководящие посты: начальника отдела вневедомственной охраны, заместителя начальника спецкомендатуры города Ангарска. В органах внутренних дел Акимов прослужил без малого 35 лет, за безупречную службу был награжден многими медалями. Символично, что на пенсию Александр Акимов ушел 9 мая 1980 года, однако усидеть дома не смог. Пока позволяло здоровье, принимал активное участие в работе ветеранской организации органов внутренних дел. Имея богатейший жизненный и профессиональный опыт, передавал его молодым работникам полиции. Вел интереснейшие лекции для школьников в музее УМВД России по Ангарскому городскому округу.
Боец с душою поэта
В Алтайской семье Мишиных подрастали 11 детей, все довоенные, лишь младшая сестренка появилась на свет после войны. 7 апреля 1941 года Степану исполнилось только 14 лет, но он остался за старшего. Отца и брата призвали на фронт. В деревню Щебниха приходили редкие весточки о том, как их родные и односельчане воюют с фашистскими захватчиками. В 1944 году, когда Степан отметил 17-летие, его вызвали в военкомат и распределили в учебно-стрелковый полк Сибирского военного округа. Май 45-го молодой боец встретил курсантом. Заканчивать вторую мировую Степана Мишина с товарищами отправили на Восточный фронт. Пока эшелон двигался к границам советского Приморья, разгром милитаристской Японии завершился. Молодых бойцов, совсем еще юных парней, приставили сопровождать пленных. Путь лежал в Иркутскую область. В лагере шахтерского городка Черемхово представители Страны восходящего солнца трудились вплоть до амнистии. В феврале 1946 года военнослужащий Мишин был направлен в органы внутренних дел. Начинал с отдела фельдъегерской связи УВД Иркутского облисполкома, а полтора года спустя заступил на охрану Китойской детской воспитательно-трудовой колонии. Через пять лет работы смышленого сотрудника, имевшего за плечами семилетку и ускоренный курс военных стрелков, отправили получать специальное образование в жаркий Ташкент. После успешного окончания школы подготовки офицерского состава МВД СССР в августе 1953 года Мишина распределили в Красноярский край – Канскую воспитательно-трудовую колонию. Там Степан Федорович прослужил более 26 лет, уйдя в отставку в должности начальника колонии. Без отрыва от службы получил высшее юридическое образование.
Работая с «трудными» подростками и несовершеннолетними преступниками, Мишин не жалел ни времени, ни сил, стараясь найти подход к каждому, открыть ростки доброго. Вместо нравоучений организовывал смотры художественной самодеятельности, в которых и сам принимал активное участие: плясал народные танцы, играл на гитаре. А еще гонял футбол с пацанами-колонистами, устраивал для подопечных хоккейные матчи. Уже подросшие и образумившиеся «трудные» и по сей день шлют своему наставнику письма со словами глубокой благодарности и уважения.
Уже будучи на пенсии, из Канска семья Мишиных перебралась в Иркутск, где Степан Федорович стал активистом ветеранской организации городского управления МВД. Семья всегда была рядом, с супругой они прожили в мире и согласии 56 лет. Дочь Наталья окончила в Братске индустриальный институт и осталась работать в проектном бюро. Старшая внучка ветерана сейчас живет в Канаде, она музыкант, зато внук Костя часто навещает дедушку вместе со своими детьми – правнуками ветерана. Сам же Степан Федорович, выйдя в отставку, выплеснул накопившиеся за годы мысли и чувства творческой натуры на бумагу. Так появились трогательные строки о сибирской природе, войне, опалившей любимую Родину, о друзьях, о Женщине. В свет вышли два сборника его поэтических творений.
Недавно участнику Великой Отечественной войны, ветерану МВД Степану Федоровичу Мишину исполнилось 93 года. Шефство над этим удивительным человеком взяли сотрудники кадрового подразделения межмуниципального управления МВД России «Братское» во главе с советом ветеранов под руководством Светланы Юрьевны Жевлаковой.
Спасибо за Победу
Николай Андреевич Пинчук родился в Куйтунском районе Иркутской области в 1925 году. В апреле 42-го шестнадцатилетним мальчишкой поступил в бронетанковое училище, а уже в октябре 1943 года эшелоном отправился на фронт. Долго длился их путь из Сибири на передовую. Составы задерживались на станциях, а ребята рвались в бой, по крупицам собирая новости с фронта. Командиры понимали риск, зная, что большинство «зеленых» курсантов, не успевших пройти курс молодого бойца, будут убиты в первом же бою, но фронту были нужны новые солдаты. Весной 43-го Николая Пинчука назначили механиком-водителем танка Т-34 в 13-м бронетанковом полку. Боевое крещение он принял в бою под Харьковом. После участвовал в Сталинградской битве, где таранил своим Т-34 тяжелый немецкий «Тигр». Затем освобождал город Кенигсберг. Во время разведки боем у деревушки Кононовка батальон Пинчука потерял четыре танка из двадцати шести.
День Победы над нацистской Германией командир экипажа младший лейтенант Николай Пинчук встретил в Берлине. Пройдя всю войну без единой царапины, прогуливаясь по бывшей столице Рейха со своими друзьями-однополчанами, случайно наступил на противопехотную мину и получил серьезное ранение. После госпиталя вернулся на малую родину и принял должность участкового уполномоченного Куйтунского районного отдела милиции. В 1946 году женился, а через 20 с лишним лет, будучи отцом пятерых детей, переехал в Иркутск. В областном центре он проработал в батальоне ГАИ в должности главного механика до 1975 года, после чего ушел на пенсию.
Поздравляя ветерана в 75-летием Победы, работники МВД пожелали ему доброго здоровья и поблагодарили за проявленную смелость и отвагу на фронте. В ответ ветеран пожелал действующим сотрудникам полиции смелости и упорства на службе, и чтобы никому не довелось пережить таких же страшных событий, которые пережил он в годы самой кровопролитной в мире войны.
По материалам пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области