Как соблюдается индекс самоизоляции

На улице очень много людей

С 30 марта в России из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции введен режим самоизоляции для всех граждан. С этого момента интернет стал основной средой обитания россиян: здесь они обмениваются информацией, учатся, покупают еду и одежду… Заодно он помогает контролировать, насколько соблюдаются эти требования самоизоляции.

 

Нас всех посчитали

Для того чтобы понимать, насколько граждане придерживаются правил карантина, используется специальный показатель – «индекс самоизоляции». Он разработан компанией Яндекс и представляет собой интегрированный показатель, рассчитанный с помощью данных об использовании различных приложений и сервисов компании. За точку отсчета приняли уровень активности пользователей, полученный усреднением данных за период со 2 марта (понедельник) по 5 марта (четверг) – эти дни были приняты за эталонный «докоронавирусный» период.

Сначала индекс рассчитывался для 16 городов-миллионников, а с 12 апреля компания расширила этот список. В него попали населенные пункты России, в которых живет больше 50 тыс. человек и некоторые города СНГ (например, Минск, Ташкент, Баку и Ереван). Поскольку там живет меньше пользователей сервисов Яндекса, чем, например, в крупных российских городах, для них применяет математическую модель, которая позволяет рассчитать балл на меньшем количестве данных. Тем не менее компания предупреждает, что индекс самоизоляции нельзя использовать для точных расчетов, а только в информационных целях.

Какие именно данные и из каких приложений использует алгоритм, рассчитывающий индекс самоизоляции, Яндекс не раскрывает. Однако можно предположить, что это сведения о местоположении пользователя, к которым имеют доступ такие приложения, как Яндекс-карты или Яндекс-такси. Если пользователь разрешил доступ приложениям к местоположению устройства, то компания может определить его разными способами: по IP-адресу, по доступу к той или иной сети Wi-Fi или ячейке сотовой сети, каждая из которых имеет собственный идентификатор. Соответственно, можно получить информацию о том, как ведет себя владелец устройства: остается на месте или передвигается по городу. Так каждый из нас вносит свою лепту в определение общего индекса.

 

Анонимные данные

Подобные – или очень похожие – продукты предлагают компании Google и Apple. Google выпускает отчеты о мобильности общества для 131 страны мира. По сообщению руководителя Google Maps Джен Фитцпатрики, главного специалиста по здравоохранению Google Health Карен Де Сальво, для составления таких отчетов используются анонимные данные, позволяющие представить график движения пользователей по разным категориям, таким, как магазины, аптеки, парки, рабочие места и жилые помещения.

Кстати, в отличие от Яндекса, компания Google официально сообщает, что отчеты создаются с помощью анонимных наборов данных от пользователей, у которых включен параметр «История местоположений», а также напоминает, что пользователи, у которых включена история местоположений, могут в любое время отключить настройку из своей учетной записи Google.

Как и Google, компания Apple заявляет, что ее инструмент для анализа тенденций мобильности данных базируется на запросах от Apple Maps. При этом в компании подчеркивают, что карты не связывают данные о мобильности с Apple ID пользователя, а компания не фиксирует историю пребывания пользователя в тех или иных геоточках.

По данным о количестве запросов о прокладке маршрутов по состоянию на 10 мая 2020 года, опубликованных компанией Apple, россияне по сравнению с 13 января 2020 года стали на 33% меньше ездить на автомобиле и на 45% меньше ходить пешком. А вот в отчетах компании Google данные по мобильности населения в России и Китае отсутствуют.

 

Кто ниже нас?

По данным Яндекса, в целом по России самые низкие значения индекса самоизоляции наблюдались в период со 2 по 27 марта. В будни они достигали 0,5–1,2, что, по терминологии Яндекса, значит «на улице очень много людей». 25 марта президент Владимир Путин обратился к россиянам в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, а еще через два дня был утвержден перечень поручений, озвученных в обращении.

Во исполнение этих поручений в регионах были приняты новые нормативные акты и внесены изменения в существующие. Напомним, что указ губернатора Иркутской области № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» был принят 18 марта 2020 года. Власти Москвы 29 марта ввели обязательный домашний режим самоизоляции. Принятые меры дали ожидаемый эффект: в период с 30 марта по 5 апреля индекс самоизоляции по России демонстрировал самые высокие значения и составлял 3–3,4 («на улице есть люди»), достигнув максимального значения в 4 балла («на улице почти никого») 5 апреля. При этом индекс был выше в Москве, где он составлял в этот период в среднем 3,4 балла, а в регионах – значительно ниже, например, в Новосибирске 3,3–3,6 балла, а в Иркутске и вовсе от 2,7 до 3 баллов.

После «пикового» 5 апреля поведение граждан в столице и регионах начинает принципиально отличаться. В Москве большое количество положительных тестов на COVID-19 – почти половина от заразившихся в России, поэтому там вводятся цифровые пропуска, ведется жесткое патрулирование улиц и парков, в результате граждане сидят по домам, и индекс стабильно держится на уровне 3,1–3,2 балла.

Ближе всего к Москве оказывается Санкт-Петербург, за ними тянется Подмосковье, а вот чем дальше за Урал, тем сильнее падают значения индекса самоизоляции. В Екатеринбурге к концу апреля индекс едва достигает 1,9; в Новосибирске 1,8–1,4, примерно столько же – в Иркутске, 1,8–1,6. Если же говорить о Приморье и Дальнем Востоке, то там значения примерно соответствуют «допандемическим» показателям – а проще говоря, никто требований самоизоляции не соблюдает.

Длинные майские праздники ситуацию несколько улучшили, однако уже к полудню 12 мая в Иркутске индекс самоизоляции составлял 1,3 балла, что, вообще-то, является одним из самых низких показателей в Российской Федерации. Но ниже нас по-прежнему Владивосток, Хабаровск, Чита и Южно-Сахалинск.

 

Коронавирус в топе

Компания Яндекс отмечает, что пик интереса пользователей интернета к коронавирусу был в марте-апреле, а вот в мае он начал снижаться. Если 30 марта на поисковом портале вопросы на эту тему составляли 5% от общего числа запросов, то к 12 мая доля сократилась примерно до 1,5%. Среди запросов, связанных с этой проблемой, самыми популярными, по данным Яндекса, в апреле являлись следующие: обращение Путина; отменят ли ЕГЭ и ОГЭ; субсидии; перечень отраслей, пострадавших из-за коронавируса; меры поддержки малого и среднего бизнеса; снятие карантина; отсрочка уплаты налогов и кредитов.

В мае топ запросов значительно изменился: выплаты; поддержка семей с детьми; распоряжения губернаторов; ограничения в связи с коронавирусом; пособия по безработице; место России в топе стран по числу заболевших; перчатки.

В Иркутской области интерес к теме коронавируса в апреле тоже был высок. Анализируя статистику переходов из поисковых систем на сайт «Областной», можно отметить, что в топе были публикации по запросу «коронавирус Иркутская область», также популярны запросы «карта распространения коронавируса в Иркутской области» и «коронавирус в Иркутске». Кроме этого на сайт «Областной» обращались, чтобы найти «указ губернатора Иркутской области по коронавирусу», а вот фраза «режим самоизоляции в Иркутской области» в рейтинге запросов заняла лишь 33-е место.

Несмотря на то что интерес пользователей к теме коронавируса в целом снижается, количество публикаций СМИ, посвященных ей, в российском сегменте сети в мае увеличилось на 5%, а доля новостей, посвященных развитию ситуации в России, возросла на 8%. И здесь газета «Областная» и сайт ogirk.ru были в тренде: за неделю 23–30 марта в газете вышло 95 материалов на тему коронавирусной инфекции, в апреле – 397, а только за первую неделю мая – 45.

 

Добро пожаловать в онлайн-школу…

Этой весной самыми заинтересованными пользователями интернета, пожалуй, стали школьники и их родители, с головой ушедшие в дистанционное образование.

По данным, предоставленным «Областной» компанией Яндекс, всего в России Яндекс.Учебником пользуются более 80 тыс. учителей и около 1,5 млн учеников. В Иркутской области к онлайн-сервису Яндекс.Учебник подключились 1264 учителя и 32406 учеников 1–5 классов. В среднем школьники из Иркутской области проводят на сайте Яндекс.Учебника 18 минут 56 секунд (данные за последние три месяца). В среднем ученикам за последние три недели выдали около 27 заданий из Яндекс.Учебника, правда, один учитель-рекордсмен за эти дни предложил своим ученикам выполнить… 75 заданий.

Яндекс.Учебник – это часть образовательной инициативы Яндекса. Сейчас в нем представлено 50 тыс. уникальных заданий по математике, русскому языку и окружающему миру для учеников 1–5 классов. В связи с эпидемиологической ситуацией Яндекс разработал ряд инструментов для удаленного проведения уроков по всем предметам: видеотрансляции, чаты и голосовые сообщения. Как сообщили в компании, сервис успешно справился с пиковыми нагрузками в дни перехода всех детей страны на дистанционное обучение.

Еще одна образовательная платформа, с которой начинается и заканчивается день у родителей школьников, – это «Дневник.ру». Она позволяет получить круглосуточный доступ к оценкам, расписанию и домашним заданиям.

Сегодня в «Дневник.ру» зарегистрировано большинство школ России. Платформой пользуются 39097 учителей, 337279 учеников и 245149 родителей из Иркутской области.

По данным компании, в среднем родители и ученики проводят на сайте 10 минут. За апрель 2020 года педагоги Иркутской области выдали через систему «Дневник.ру» 953070 домашних заданий и выставили 11208035 оценок.

С переходом на дистанционное обучение многие пользователи обратили внимание на то, что система работает нестабильно, были жалобы на то, что сайт недоступен. Как пояснили «Областной» в «Дневник.ру», при повышении нагрузки в начале апреля 2020 года компания оперативно расширила интернет-каналы, было увеличено количество компьютеров, участвующих в обработке запросов. Мониторинг, анализ и устранение аварийных ситуаций производится в компании круглосуточно.