Когда начнется восстановление Курбатовских бань в Иркутске?
В бане помылся — заново родился
«В бане были отдельные номера, душевое отделение и малые кабинки. Во всех отделениях стояли мраморные скамьи на тяжелых чугунных ножках. Через главный вход попадали в просторный вестибюль, пол и стены которого были отделаны узорной плиткой. На потолке почти всегда горела красивая люстра, и ее световые блики играли на золоченых доспехах двух рыцарей с лампами в руках», – таким запомнили иркутяне внутреннее убранство Курбатовских бань во времена их процветания. Современные горожане застали лишь руины былой роскоши. Однако новый собственник объекта культурного наследия решил не только восстановить памятник, но и вернуть ему первоначальную функцию.
Курбатов и Русанов создали не просто гигиенически совершенный объект, они еще и продумали довольно мощную вентиляцию не только самого здания, но и стен. И я предполагаю, что когда пошли современные ремонты, то очень многие продухи стен были замурованы. Когда их заложили, то там стало сыро, по кирпичным стенам пошел грибок, который и разрушил здание.
Александр ПРОКУДИН, доцент кафедры рисунка, живописи, основ проектирования и историко-архитектурного наследия ИРНИТУ
Недавно служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области выдала разрешение на строительство и сохранение этого памятника истории и культуры.
– Реставрация Курбатовских бань – обсуждаемая тема среди общественности и экспертов, поэтому мы вместе согласовываем все этапы, – рассказал руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Соколов. – Контроль ведут наша служба и служба государственного строительного надзора. Проект получил положительные заключения государственной историко-культурной, экологической и технической экспертиз. Согласно федеральному законодательству, воссоздание исторических зданий ведется с учетом их приспособления под современные нужды, которые могут значительно отличаться от первоначального использования. Тем не менее собственник решил сохранить назначение объекта, в нем будет открыт банный комплекс, доступный для всех желающих. Также в здании разместятся пятизвездочный отель, ресторан и кафе.
Дом начал болеть
На общественных слушаниях в конце прошлого года эта тема вызвала горячие дебаты среди экспертов и общественности.
– Проект подкорректировали с учетом поступившей критики, – отметил его руководитель Алексей Белов. – У нашей компании есть опыт удачного восстановления объектов культурного наследия. Например, дача Гаусвальд в Санкт-Петербурге. К сожалению, Курбатовские бани будут восстановлены полностью в новоделе. Хотя мы брали механические и биологические анализы кирпича самого комплекса зданий и даже здания – не памятника на соседнем участке, хотели сохранить кирпич оттуда, но все было заражено грибком. Соответственно физические свойства материала – прочности и несущая функция – были утрачены.
Напомним, полный разбор Курбатовских бань также вызвал общественное возмущение. Тем более что были замечены факты продажи кирпича. Но эксперты утверждают, что сохранить здание было невозможно. Кстати, те, кто купил данный кирпич, рискуют не только заразить грибком свои постройки, но и не смогут рассчитывать на прочность конструкции.
– Дом начал болеть несколько десятилетий назад, я сам не раз видел этот кирпич, мы его пытались спасать, когда я был сотрудником ЦСН, – рассказал доцент кафедры рисунка, живописи, основ проектирования и историко-архитектурного наследия ИРНИТУ, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ Александр Прокудин. – Но когда рукой проводишь по кирпичу, а он сыплется, понятно, что материал негоден. Тот факт, что придется воссоздавать здание в новоделе, был очевиден еще 20 лет назад. Любопытно, что проблема возникла не только потому, что бани – это постоянно влажное помещение. Дело в том, что Курбатов и Русанов создали не просто гигиенически совершенный объект, они еще и продумали довольно мощную вентиляцию не только самого здания, но и стен. И я предполагаю, что когда пошли современные ремонты, то очень многие продухи стен были замурованы. Когда их заложили, то там стало сыро, по кирпичным стенам пошел грибок, который и разрушил здание.
Хайтинский фарфор для отделки
Согласно историческим документам каменные бани на данной территории появились в середине 1880-х годов. В это время усадьба принадлежала Шмотиным. Именно они и были первыми строителями бань. Шмотины взяли в долг у городского головы Владимира Сукачева большую сумму денег, но вернуть ее не смогли, и бани перешли к будущему городскому голове. Впоследствии усадьба приобретет иную форму. Сам Сукачев заниматься банями не стал, а продал небольшую часть усадьбы предпринимателям Николаю Павловичу Курбатову и Григорию Ивановичу Русанову. Остальная часть, по всей вероятности, была взята в аренду. 15 октября 1892 года комиссия Иркутской городской управы осмотрела строения и одобрила проведенные работы, а 10 ноября бани были открыты. 5 августа 1894 года Сукачев продал предпринимателям остальную часть усадьбы. Из-за отсутствия плана местности трудно сказать, какие постройки возведены новыми хозяевами. Можно предположить, что было построено одно общее здание, объединившее новое и существующее здания бань Шмотина. К 1890 году угол улиц Цесовской Набережной и Савинской был занят строениями комплекса – на набережную выходило каменное здание, а в середине территории бань располагался объем вытянутой формы.
– Курбатовские бани очень интересны как медленно растущий, живой объект, поэтому и стилистически он очень разный, эклектичный, – рассказал Александр Прокудин. – Вначале, когда это был одноэтажный дом, он выглядел достаточно скромно. Потом построили здание с кирпичным фасадом на Гаврилова. Вскоре добавился вход с условно барочными валютами. А когда решили сделать баню с такими шикарными устройствами, как ванна, то поставить их было некуда. Нужно было делать второй этаж, но сообразили, что если просто так взгромоздить эти здоровенные чугунные ванны, то стена может не выдержать. И тогда появились контрфорсы – выступы, укрепляющие стену. Внешне кажется, что там есть даже какая-то неоготика, а на самом деле – сплошные практические соображения. Кстати, это не были вип-бани, но и с другой стороны, не просто помещение, куда приходили со своими ведрами и тазами, мылись и уходили.
Известно, что баня одновременно вмещала 250 человек, в ней были отдельные кабинки. Во внутренней отделке использован хайтинский фарфор. Об этом сохранились воспоминания очевидцев: «Для внутренней отделки бани специально заказывали глазурованную плитку на Хайтинскую фарфоровую фабрику. Там выпускалась высококачественная глазурованная плитка разнообразных рисунков и цветов. (…) Всего номеров было три или четыре десятка, одни были побольше, другие – поменьше, но в каждом стоял деревянный диванчик, висело большое зеркало-трюмо, в моечной комнате была ванна и мраморная скамья с двумя тазами. Стены были выложены цветной плиткой, на одних плитках было изображено цветущее деревце, на других – целый пейзаж с леском и домиком, из трубы которого вился дымок. Часть пола небольшого зальца сохранила свой старинный мозаичный узор. Это был сложный пятицветный рисунок, напоминающий рисунки полов древнеримских бань с традиционной изломанной линией меандра. Частично сохранился один из номеров. Пол и стены были облицованы поразительной по красоте и выделке однотонной бежевой плиткой. Внизу на панели плитка была в шашечку, причем на выпуклых квадратиках дополнительно были выдавлены гладкие полусферы, выше шел бордюр с каким-то немыслимо сложным, тоже рельефным, восточным орнаментом, сама же стена была выложена крупной гладкой плиткой, в центре каждой красовался выпуклый геометрический узор. Мы пытались снимать плитку – ничего не получается, плитки не только на раствор положены, они еще и штырями укреплены. Действительно, по углам каждой плитки виднелись по четыре темных точки. В банном комплексе был предусмотрен бассейн, отделанный красивой плиткой: на белом фоне голубые цветы. А во внутреннем дворике бил фонтан».
Кстати, в восстановленном памятнике будут и интерьеры в духе времени.
– Мы будем и дальше работать с историками и культурологами на всех этапах восстановления здания, – рассказал Алексей Белов. – В ближайшее время начнутся строительные работы, завершить мы их намерены в первом квартале 2022 года.
Справка:
Курбатовские бани — общественные бани в Иркутске, уникальное архитектурно-инженерное сооружение. Построены в начале XX века как народные бани. Размещались в двухэтажном здании на берегу Ангары. Пришли в запустение в 1990-е годы, снесены в 2011-м.